Сложные временные формы

Сложные временные формы в персидском языке образуются путем комбинирования вспомогательных глаголов с основными глаголами. Это позволяет выражать различные временные и аспектные значения, а также модальность действия. Персидский язык, в отличие от многих европейских языков, не имеет таких грамматических категорий, как грамматическое время в строгом смысле (прошедшее, настоящее, будущее), но широко использует аналитические конструкции, которые отражают действия в разных временных отрезках.

1. Прошедшее совершенное время (زمان ماضی نقلی)

Прошедшее совершенное время используется для выражения действия, которое было завершено в прошлом и имеет связь с настоящим моментом. Это время также используется для указания на опыт или действия, которые произошли в неопределенный момент в прошлом, но имеют результат в настоящем.

Образование: Прошедшее совершенное время образуется с помощью вспомогательного глагола “будан” (быть) в прошедшем времени и основного глагола в форме прошедшего деепричастия.

Пример:

  • مردم به مدرسه رفته‌اند. (Oни пошли в школу.)
  • من فیلم دیده‌ام. (Я посмотрел фильм.)

В данном случае “رفته‌اند” и “دیده‌ام” — это формы прошедшего совершенного времени.

2. Прошедшее длительное время (زمان ماضی استمراری)

Прошедшее длительное время обозначает действие, которое происходило в определенный момент в прошлом в течение какого-то времени или было продолжительным. В русском языке аналогом является конструкция “делал что-то”.

Образование: Для образования прошедшего длительного времени используется вспомогательный глагол “будам” в прошедшем времени и глагол в форме деепричастия.

Пример:

  • من داشتم کتاب می‌خواندم. (Я читал книгу.)
  • او داشت درس می‌خواند. (Он учил урок.)

Эти формы выражают процесс, который продолжался в прошлом.

3. Будущее совершенное время (زمان آینده نقلی)

Будущее совершенное время обозначает действие, которое будет завершено в будущем до определенного момента. Это время употребляется для выражения намерений и действий, которые завершатся к определенному моменту в будущем.

Образование: Будущее совершенное время образуется с использованием вспомогательного глагола “будан” в будущем времени и деепричастия основного глагола.

Пример:

  • تا فردا کتاب را خوانده‌ام. (Я прочитаю книгу к завтра.)
  • او کار را تمام کرده است. (Он завершит работу.)

4. Будущее длительное время (زمان آینده استمراری)

Будущее длительное время в персидском языке используется для обозначения действия, которое будет происходить в будущем в течение какого-то времени. Это время отвечает на вопрос “что будет происходить в будущем?”.

Образование: Будущее длительное время образуется с помощью вспомогательного глагола “будан” в будущем времени и основного глагола в форме деепричастия, указывая на продолжительность действия в будущем.

Пример:

  • من فردا در پارک راه می‌روم. (Завтра я буду гулять в парке.)
  • او در حال خواندن کتاب خواهد بود. (Он будет читать книгу.)

5. Сложные формы для выражения желательности и возможности (فعل‌های احتمالی و ارادی)

Персидский язык также использует сложные формы для выражения действия, которое возможно или желаемо в будущем. Это позволяет выразить сомнение, желание, предпочтение и возможности.

Образование: Для образования таких форм в персидском языке используется вспомогательный глагол “хах” (хотеть) или “мебоест” (должен/нужно), в сочетании с основным глаголом.

Пример:

  • من می‌خواهم کتاب بخوانم. (Я хочу читать книгу.)
  • او باید درس بخواند. (Он должен учить урок.)

Эти формы используются для выражения намерений, пожеланий и обязанностей.

6. Сложные формы для выражения прошедшего действия, которое имеет связь с будущим (زمان آینده ماضی)

Этот вид временной формы выражает действие, которое, несмотря на свое завершение в прошлом, связано с определенным событием или моментом в будущем. Это крайне редкая конструкция в персидском языке, но она существует в письменной речи.

Образование: Форма строится с использованием прошедшего времени и специального глагола, указывающего на действие в будущем.

Пример:

  • اگر او آمده بود، ما می‌رفتیم. (Если бы он пришел, мы пошли бы.)

Этот тип формы часто используется в условных предложениях, выражающих гипотетические ситуации.

7. Прошедшее незавершенное время (زمان ماضی ناقص)

Прошедшее незавершенное время используется для выражения действия, которое не завершилось в прошлом или было в процессе в определенный момент времени.

Образование: Прошедшее незавершенное время образуется с использованием вспомогательного глагола “будан” в форме прошедшего времени и глагола в инфинитивной форме.

Пример:

  • من در حال نوشتن بودم. (Я был в процессе написания.)
  • او در حال خوردن بود. (Он был в процессе еды.)

8. Будущее совершенное время с вспомогательными глаголами (زمان آینده ماضی نقلی با فعل کمکی)

Будущее совершенное время с вспомогательными глаголами используется для выражения завершенности действия, которое произойдет в будущем.

Образование: Для образования будущего совершенного времени с вспомогательными глаголами используется стандартная конструкция с “будан” в будущем времени и деепричастие основного глагола.

Пример:

  • من تا آخر هفته درس‌ها را تمام کرده خواهم بود. (Я закончу уроки к концу недели.)
  • او خواهد بود که کتاب را خوانده است. (Он будет тем, кто прочитал книгу.)

Эти конструкции позволяют точнее определять временные рамки и степени завершенности действий в будущем.


Сложные временные формы в персидском языке являются важным инструментом для точного выражения различных временных, аспектных и модальных значений. Использование вспомогательных глаголов и деепричастий позволяет формировать более детализированные и разнообразные структуры, что значительно расширяет возможности выражения в языке.