Каузация и залоговые значения

Каузация и залоговые значения в персидском языке

Каузация — это грамматическое явление, которое представляет собой процесс воздействия на субъект действия или состояния, побуждающий его к совершению действия. В персидском языке каузативность может быть выражена с помощью различных грамматических конструкций и морфологических средств, таких как каузативные глаголы, вспомогательные глаголы и различные модификации основного глагола.

В персидском языке существуют морфологические каузативы, которые образуются с помощью специфических глагольных суффиксов. Эти суффиксы добавляются к основе глагола и изменяют его значение, придавая смысл причинности или воздействия.

Суффикс -اند (and)

Суффикс -اند используется для образования каузативных форм от глаголов, обозначающих действия или состояния, выражающие изменения состояния или переход от одного состояния в другое. Этот суффикс добавляется к основе глагола и указывает на то, что субъект вызывает или заставляет другого субъекта совершить действие.

Пример:

  • khandidan (خندیدن) — «смеяться» → khandandan (خنداندن) — «заставить смеяться».

Суффикс -kardan (کردن)

Этот суффикс используется для образования каузативных форм от глаголов, обозначающих состояния. В отличие от суффикса -اند, который применяется для динамических глаголов, -kardan чаще всего используется с глаголами состояния.

Пример:

  • boudan (بودن) — «быть» → boudan kard (بودن کردن) — «делать так, чтобы быть, заставить существовать» (в переносном смысле).

2. Лексические каузативы

Лексические каузативы в персидском языке представляют собой глаголы, которые приобретают значение каузативности через собственную лексическую форму, без применения каких-либо дополнительных суффиксов. Эти глаголы часто имеют специфическое значение, которое подразумевает действие, совершаемое с целью изменения состояния другого субъекта.

Пример:

  • fahmidan (فهمیدن) — «понимать» → fahmandan (فهماندن) — «объяснить, заставить понять».

3. Аналитические каузативы

Аналитические каузативы в персидском языке формируются с использованием вспомогательных слов, таких как глаголы, обозначающие действия, и существительные или прилагательные, которые в контексте придают нужное значение. В отличие от морфологических и лексических каузативов, аналитические конструкции сложнее и требуют использования дополнительных элементов.

Пример аналитической каузативной конструкции:

  • khandidan (خندیدن) — «смеяться» + boudan (بودن) — «быть» → khandidan boudan (خندیدن بودن) — «быть в состоянии заставить смеяться».

4. Псевдопассивные конструкции

В персидском языке существуют также псевдопассивные конструкции, которые, несмотря на свою грамматическую форму, не выражают настоящую пассивность. Такие конструкции характеризуются тем, что действия выполняются не напрямую субъектом, а через какого-то другого агента.

Пример:

  • khandidan (خندیدن) — «смеяться» → khandidan shodan (خندیدن شدن) — «быть заставленным смеяться».

5. Средний залог в персидском языке

Средний залог в персидском языке — это форма, которая используется для выражения действия, которое совершает субъект, но направлено на него самого. Этот залог обозначает как бы “перехват действия” субъектом, при котором действие нацелен на его собственное состояние или действия.

Пример:

  • khandidan (خندیدن) — «смеяться» (в смысле — «смешно самому себе»).

6. Безагентивный пассив

Безагентивный пассив в персидском языке представляет собой конструкцию, при которой субъект действия не выражается или подразумевается, но оно остаётся важным для смыслового контекста. Эти конструкции могут быть образованы с помощью различных вспомогательных глаголов или модификаций глаголов.

Пример:

  • khandidan (خندیدن) — «смеяться» → khandidan shodan (خندیدن شدن) — «быть заставленным смеяться» (в пассивном контексте, без указания агента).

7. Агентивный пассив

Агентивный пассив в персидском языке позволяет обозначить действие, которое произошло с субъектом, но его исполнителя не указывают явно. Такая форма образуется с помощью глаголов в пассивных конструкциях, что подчеркивает влияние действия на субъект без акцентирования на том, кто именно его совершил.

Пример:

  • khandidan (خندیدن) — «смеяться» → khandidan shodan (خندیدن شدن) — «быть заставленным смеяться» (в акцентированном контексте действия).

8. Роль каузативных конструкций в синтаксисе

Каузативные конструкции могут также оказывать влияние на синтаксис персидского языка, изменяя структуру предложения и роли участников действия. В каузативных предложениях основной глагол часто принимает на себя более активную роль в процессе передачи действия от одного субъекта к другому, что проявляется в изменении синтаксической организации.

Например, в предложении bāz kardan (باز کردن) «открыть», использован глагол kardan в значении действия, которое нужно осуществить для изменения состояния объекта. В этом случае прямое дополнение (daru «дверь») изменяется на объект, который подвергается действию.

Заключение

Таким образом, каузативность в персидском языке представляет собой сложное явление, которое активно используется для передачи значения воздействия, побуждения или изменения состояния. С помощью морфологических и аналитических средств, а также специфических синтаксических конструкций, персидский язык способен эффективно выражать различные нюансы воздействия и причинности.