Аналитические каузативы

В персидском языке существуют различные способы выражения каузативности, то есть передачи значения действия, которое вызывает или позволяет совершить действие другим субъектом. Одним из таких способов является использование аналитических каузативов. В отличие от морфологических каузативов, которые образуются при помощи морфем, аналитические каузативы строятся с использованием глагольных фраз, включающих вспомогательные элементы или глаголы.

Образование аналитических каузативов

Аналитические каузативы в персидском языке образуются при помощи глагола “kardan” (کردن), который в своей базовой форме означает “делать”, в сочетании с глаголом в инфинитиве. Это конструкция, которая позволяет создать значение каузативности без использования специальных морфем. Структура выглядит следующим образом:

[глагол в инфинитиве] + kardan

Пример:

  • khordan (خوردن) — “есть”
  • khandidan (خندیدن) — “смеяться”

Конструкция с аналитическим каузативом:

  • khordan kardan (خوردن کردن) — “заставить есть”, “покормить”
  • khandidan kardan (خندیدن کردن) — “заставить смеяться”

Здесь “kardan” играет роль связующего глагола, который придает глаголу каузативное значение. Следует отметить, что такая конструкция выражает не просто вызов действия, а влияние на субъект, чтобы он выполнял это действие.

Примеры использования

  1. Didan kardan (دیدن کردن) — “показать” (буквально “заставить увидеть”)

    • Man be u film ra didam kardan. (من به او فیلم را دیدم کردن) — “Я показал ему фильм.”
  2. Amukhtan kardan (آموختن کردن) — “научить” (буквально “заставить учить”)

    • U zaban ra amukhteh kardan. (او زبان را آموخته کردن) — “Он научил меня языку.”

Отличие аналитических каузативов от морфологических

Аналитические каузативы образуются при помощи глагола kardan, тогда как морфологические каузативы образуются с помощью специальных приставок или изменений в корне глагола. Например, в персидском языке существует морфологическая каузативная форма от глагола “xordan” (خوردن — “есть”), которая образуется как “xordan” + “and” в “khordandan” (خورداندن), что означает “покормить” или “заставить есть”.

Сравнение:

  • khordan (خوردن) — “есть”
  • khordandan (خورداندن) — “покормить” (морфологический каузатив)
  • khordan kardan (خوردن کردن) — “покормить” (аналитический каузатив)

Морфологические каузативы обычно используются в более формальных и литературных контекстах, в то время как аналитические каузативы могут быть более распространены в разговорной речи.

Семантика аналитических каузативов

Аналитические каузативы в персидском языке обладают широким спектром значений, связанных с воздействием одного субъекта на другого. Основные значения, выражаемые аналитическими каузативами:

  1. Заставить кого-то выполнить действие:

    • Zahre ra khordan kardan (زهره را خوردن کردن) — “заставить есть яд”.
  2. Позволить выполнить действие:

    • Ruzname ra khundidan kardan (روزنامه را خواندن کردن) — “позволить читать газету”.
  3. Придавать действие другой субъектности:

    • Bashar ra bazi kardan (بشار را بازی کردن) — “позволить Башару играть” (в значении дать возможность сыграть).
  4. Делать действие интенсивным или продолжительным:

    • Zahre ra khordidan kardan (زهره را خوردیدن کردن) — “заставить есть больше”, “увеличить интенсивность действия”.

Синтаксические особенности

Аналитический каузатив всегда строится с глаголом “kardan” в сочетании с инфинитивом другого глагола. Такая структура требует, чтобы оба глагола присутствовали в предложении, при этом “kardan” занимает второстепенную роль, обеспечивая каузативное значение.

Например:

  • Man u ra az kharidan kardan (من او را از خریدن کردن) — “Я заставил его купить”.

Здесь важно, что “kardan” не изменяет своей формы, а само действие всегда выражается через инфинитив основного глагола, после чего появляется выражение “kardan” для создания каузативного оттенка.

Область применения

Аналитические каузативы чаще всего используются в следующих контекстах:

  1. В повседневной речи для описания действий, которые происходят в результате внешнего воздействия.
  2. В научных и образовательных контекстах для описания процессов обучения или передачи знаний.
  3. В языке инструкций и рецептов для описания шагов, которые необходимо выполнить, чтобы добиться какого-то результата.

Заключение

Аналитические каузативы являются важной частью персидской грамматики, играющей ключевую роль в образовании значений воздействия и причастности в языке. Они позволяют разнообразить способы выражения действия и предоставляют богатую грамматическую основу для построения более сложных конструкций и предложений.