Типы предложений

Классификация типов предложений в непальском языке

В непальском языке, как и в большинстве языков мира, предложения классифицируются по различным признакам: по цели высказывания, по структуре, по наличию или отсутствию второстепенных членов, по интонации и т.д. Однако специфика синтаксиса непальского языка, обусловленного его агглютинативными и эргативными чертами, придаёт этим категориям определённые особенности.


1.1 Утвердительные предложения (सकारात्मक वाक्य)

Утвердительные предложения сообщают о действии, признаке, состоянии или факте. Их структура подчиняется обычному порядку: подлежащее – дополнение – сказуемое.

Примеры:

  • रामले किताब पढ्यो। Рам прочитал книгу.
  • उनीहरू घर गएका छन्। Они ушли домой.

1.2 Отрицательные предложения (नकारात्मक वाक्य)

Отрицание выражается с помощью частицы перед сказуемым. В перфектных и сложных временных формах также используются дополнительные вспомогательные элементы.

Примеры:

  • उसले खाना खाएन। Он не поел.
  • म विद्यालय गएको छैन। Я не ходил в школу.

1.3 Вопросительные предложения (प्रश्नवाचक वाक्य)

Различаются:

  • Общие вопросы — начинаются с вопросительной интонации, частицы के или подлежат поднятию тона в конце.
  • Специальные вопросы — используют вопросительные слова: को (кто), के (что), कहाँ (где), कसरी (как), कहिले (когда), и др.

Примеры:

  • के तिमी काठमाडौँ जाँदैछौ? Ты едешь в Катманду?
  • तिमी कहाँ जान्छौ? Куда ты идёшь?

1.4 Побудительные предложения (आज्ञार्थक वाक्य)

Выражают просьбу, приказ, совет, запрет. Используются формы императива или специальная частица नहोस्, नगर, गर и др.

Примеры:

  • किताब पढ। Прочти книгу.
  • यहाँ नबस। Не сиди здесь.

2. Классификация по структуре

2.1 Простые предложения (सरल वाक्य)

Содержат одну грамматическую основу — одно подлежащее и одно сказуемое.

Примеры:

  • म दूध पिउँछु। Я пью молоко.

2.2 Сложносочинённые предложения (समुच्चयबोधक वाक्य)

Состоят из двух или более простых предложений, соединённых сочинительными союзами: (и), वा (или), तर (но), अथवा (или).

Примеры:

  • ऊ पढ्छ र लेख्छ। Он читает и пишет.
  • म जान्न चाहन्छु तर समय छैन। Я хочу узнать, но нет времени.

2.3 Сложноподчинённые предложения (उपवाक्ययुक्त वाक्य)

Состоят из главного и придаточного предложения. Придаточные могут быть определительными, изъяснительными, временными, условными и т.д.

Примеры:

  • जब ऊ आयो, म त्यहाँ थिएँ। Когда он пришёл, я был там.
  • मलाई थाहा छैन कि ऊ कहिले आउँछ। Я не знаю, когда он придёт.

3. Классификация по полноте структуры

3.1 Полные предложения (पूर्ण वाक्य)

Содержат все необходимые члены предложения: подлежащее, сказуемое (обязательно), дополнения и обстоятельства (при необходимости).

Пример:

  • रमाले मलाई साँचो भनिन्। Рама сказала мне правду.

3.2 Неполные предложения (अपूर्ण वाक्य)

Некоторые члены предложения могут быть опущены, если они понятны из контекста.

Пример:

  • कहाँ? — На где? (контекст подразумевает место).
  • आएँ। — Пришёл. (подлежащее опущено: Я пришёл.)

4. Специфические типы предложений

4.1 Восклицательные предложения (विस्मयादिबोधक वाक्य)

Выражают сильные эмоции: удивление, радость, гнев. Часто используют частицы कति, कस्तो, अहो, वह, अरे и др.

Примеры:

  • कति राम्रो फूल! Какой красивый цветок!
  • अरे! के भयो? О, что случилось?

4.2 Безличные предложения (अव्यक्त वाक्य)

Подлежащее отсутствует или не выражено явно. Часто используются в выражениях о погоде, времени, расстоянии и т.п.

Примеры:

  • आज गर्मी छ। Сегодня жарко.
  • सात बजेको छ। Семь часов.

5. Интонационные особенности

Интонация играет важную роль в различении типов предложений. Особенно это касается различия между утвердительными и вопросительными предложениями.

  • В утвердительных — интонация плавная, нисходящая.
  • В вопросительных — повышается к концу.
  • В повелительных — тон может быть резким и категоричным.

6. Обособленные элементы

В непальском языке нередки конструкции с обособленными членами, особенно с использованием деепричастных и абсолютных конструкций. Эти элементы могут быть оформлены как отдельные синтаксические единицы внутри предложения.

Примеры:

  • मुस्कुराउँदै, ऊ भित्र पस्यो। Улыбаясь, он вошёл внутрь.
  • खाना खाई, ऊ सुत्यो। Поев, он лёг спать.

7. Эллипсис и нулевые элементы

Эллипсис часто используется в разговорной речи. Пропускаются сказуемое или подлежащее, если они понятны из контекста.

Примеры:

  • म विद्यालय, ऊ बजार। Я — в школу, он — на рынок. (опущено “идёт”)
  • गयो? Ушёл? (подразумевается “он/она”)

Такая многоуровневая система типов предложений демонстрирует гибкость и выразительность непальского языка, где грамматическая структура тесно переплетается с интонацией, контекстом и коммуникативными намерениями.