Порядковые числительные в непальском языке
Порядковые числительные в непальском языке (ordinal numbers) обозначают порядок предметов при счёте и, в отличие от количественных числительных, указывают не на количество, а на последовательность. Их использование широко распространено в официальных и неофициальных речевых регистрах, включая обозначение дат, этажей зданий, классов в школе, порядков наград, этапов, последовательностей действий и др.
Образование большинства порядковых числительных в непальском языке (непали) происходит от количественных числительных с помощью прибавления суффикса -औँ (транслитерация: -aũ) к корню числительного. Этот суффикс указывает на порядковость и является производным от старонепальских форм, сохранившихся в современном стандарте.
Количественное | Порядковое | Транслитерация | Перевод |
---|---|---|---|
एक | पहिलो | pahilō | первый |
दुई | दोस्रो | dōsrō | второй |
तीन | तेस्रो | tesrō | третий |
चार | चौथो | cauthō | четвёртый |
पाँच | पाँचौँ | pā̃chaũ | пятый |
छ | छैठौँ | chaiṭhaũ | шестой |
सात | सातौँ | sātaũ | седьмой |
आठ | आठौँ | āṭhaũ | восьмой |
नौ | नवौँ | navaū̃ | девятый |
दस | दशौँ | dashaū̃ | десятый |
Следует обратить внимание, что для числительных 1–4 используются непроизводные формы, то есть формы, которые не образуются регулярным суффиксальным способом и должны запоминаться как отдельные лексемы.
Начиная с 5 и выше, стандартной формой образования порядкового числительного становится прибавление -औँ к количественному числительному с соответствующими фонетическими изменениями. В некоторых случаях может также изменяться корень числительного.
При присоединении суффикса -औँ часто происходят следующие изменения:
Начиная с 11, используется регулярный способ прибавления суффикса -औँ, но корневая форма числительного берётся из существующей системы образования количественных числительных.
Количественное | Порядковое | Транслитерация |
---|---|---|
एघार (11) | एघारौँ | eghāraũ |
बाह्र (12) | बाह्रौँ | bāhraũ |
तेह्र (13) | तेह्रौँ | tehraũ |
चौध (14) | चौधौँ | caudhāũ |
पन्ध्र (15) | पन्ध्रौँ | pandhraũ |
… | … | … |
बीस (20) | बीसौँ | bīsaũ |
И так далее до чисел 100 и выше. Порядковые числительные, как и количественные, могут быть сложными (двузначные, трёхзначные и т.д.). В таких случаях образование порядкового числительного аналогично:
Порядковые числительные в непальском согласуются по числу и роду с существительными, которые они определяют, но форма самого порядкового числительного остаётся неизменной, поскольку они, как правило, не флективны.
Также возможна конструкция с послелогом -मा («в», «на»):
Иногда в разговорной речи, особенно в неформальном контексте или в региональных диалектах, могут использоваться количественные числительные вместо порядковых. Например:
В официальной письменной речи, в учебной, правовой, технической и административной документации строго рекомендуется использовать порядковую форму.
В письменной речи (особенно в газетах, официальных документах) могут применяться арабские цифры с непальским суффиксом औँ:
Этот способ используется для сокращения места, особенно в заголовках, списках и формулярах.
№ | Количественное | Порядковое | Транслитерация |
---|---|---|---|
1 | एक | पहिलो | pahilō |
2 | दुई | दोस्रो | dōsrō |
3 | तीन | तेस्रो | tesrō |
4 | चार | चौथो | cauthō |
5 | पाँच | पाँचौँ | pā̃chaũ |
6 | छ | छैठौँ | chaiṭhaũ |
7 | सात | सातौँ | sātaũ |
8 | आठ | आठौँ | āṭhaũ |
9 | नौ | नवौँ | navaū̃ |
10 | दस | दशौँ | dashaū̃ |
11 | एघार | एघारौँ | eghāraũ |
12 | बाह्र | बाह्रौँ | bāhraũ |
13 | तेह्र | तेह्रौँ | tehraũ |
14 | चौध | चौधौँ | caudhāũ |
15 | पन्ध्र | पन्ध्रौँ | pandhraũ |
16 | सोह्र | सोह्रौँ | sohraũ |
17 | सत्र | सत्रौँ | satraũ |
18 | अठार | अठारौँ | aṭhāraũ |
19 | उन्नाइस | उन्नाइसौँ | unnāisaũ |
20 | बीस | बीसौँ | bīsaũ |
Таким образом, система порядковых числительных в непальском языке сочетает как морфологическую регулярность (суффикс -औँ), так и элементы исторически закреплённых форм (первые четыре порядковых числительных). Знание данной категории необходимо для точного выражения последовательности и ранжирования в различных грамматических контекстах.