Длительные времена

Длительные времена в непальском языке

В непальском языке длительные времена (habitual, progressive, continuous) выражают различные аспекты незавершённого действия во времени. Они формируются при помощи вспомогательных глаголов, причастий и модифицированных форм основных глаголов. Важно учитывать как временную отнесённость действия (прошедшее, настоящее, будущее), так и его аспектуальный характер (длительность, повторяемость, протяжённость).


Образование:

Настоящее длительное время образуется с помощью глагольного корня + суффикс -दै (-dai), к которому присоединяется соответствующая форма вспомогательного глагола हुनु (hunu — «быть») в настоящем времени.

Формула: глагольный корень + -दै + हुनु (в настоящем времени)

Примеры:

  • ऊ पढ्दैछ। — Он(а) читает (в данный момент).
  • म लेख्दैछु। — Я пишу (сейчас).
  • उनीहरू हाँस्दैछन्। — Они смеются (в процессе).

Особенности:

  • Указывает на действие, происходящее в настоящий момент или в период, охватывающий настоящее.
  • Не используется для выражения устойчивых привычек.

2. Прошедшее длительное время (Past Continuous)

Образование:

Прошедшее длительное время также образуется с помощью суффикса -दै, но вспомогательный глагол हुनु ставится в прошедшее время (थियो, थिए, थिइन् и т.д.).

Формула: глагольный корень + -दै + हुनु (в прошедшем времени)

Примеры:

  • म पढ्दै थिएँ। — Я читал (в то время).
  • ऊ हिँड्दै थिई। — Она шла (в процессе).
  • हाम्रा साथीहरू खेल्दै थिए। — Наши друзья играли.

Особенности:

  • Обозначает действие, которое происходило в определённый момент в прошлом.
  • Часто употребляется в сочетании с временными указателями: हिजो (вчера), त्यो बेला (в то время), आदि.

3. Будущее длительное время (Future Continuous)

Образование:

Формируется при помощи той же основы с -दै, но вспомогательный глагол हुनु ставится в будущей форме: हुनेछु, हुनेछ, हुनेछन् и др.

Формула: глагольный корень + -दै + हुनु (в будущем времени)

Примеры:

  • म पढ्दै हुनेछु। — Я буду читать.
  • ऊ बोल्दै हुनेछ। — Он будет говорить.
  • हामी गइरहेका हुनेछौं। — Мы будем идти.

Особенности:

  • Указывает на действие, которое будет происходить в будущем в течение определённого промежутка времени.
  • Менее употребима в повседневной речи, но активно используется в письменной речи и в формальном контексте.

4. Длительное время с глаголом जानु («идти»): действие в развитии

Глагол जानु может выступать в роли вспомогательного для обозначения постепенного развития действия. Он употребляется после причастия настоящего времени на -दै.

Примеры:

  • ऊ बिस्तारै बोल्दै जान्छ। — Он постепенно начинает говорить.
  • अवस्था बिग्रँदै गइरहेको छ। — Ситуация постепенно ухудшается.

Отличие от обычного длительного:

Здесь акцент делается на динамике, прогрессе действия, часто с оттенком изменения или нарастания.


5. Привычное длительное время (Habitual Aspect)

Привычные действия, совершаемые регулярно, передаются через особую форму глагола, образуемую с помощью окончания -ने (-ne) и глагола हुनु в соответствующей форме.

Формула: глагольный корень + -ने + हुनु (в соответствующем времени и лице)

Примеры:

  • म बिहान उठ्ने गर्छु। — Я обычно встаю утром.
  • ऊ बिहान दौडने गर्छ। — Он обычно бегает по утрам.
  • उनीहरू बेलुकी टेलिभिजन हेर्ने गर्छन्। — Они вечером смотрят телевизор (по привычке).

Варианты в прошедшем и будущем:

  • म बिहान उठ्ने गर्थेँ। — Я вставал утром (раньше).
  • ऊ बिहान दौडने गर्नेछ। — Он будет (по привычке) бегать по утрам.

Особенности:

  • Передаёт повторяющееся, рутинное действие.
  • Суффикс -ने указывает на обычное действие, а вспомогательный глагол गर्छु, गर्थे, गर्नेछ отражает временную отнесённость.

6. Формы с गइरहेको हुनु — переформулированное длительное

Другая разновидность длительного времени формируется с использованием причастия на -इरहेको (-iraheko), обозначающего состояние действия, продолжающегося в определённый момент. Это форма ближе к английскому “has been doing”, но может использоваться как в настоящем, так и в прошедшем времени.

Формула: глагольный корень + -इरहेको (-iraheko) + हुनु

Настоящее:

  • ऊ पढिरहेको छ। — Он читает (продолжает читать).
  • म लेखिरहेको छु। — Я пишу (всё ещё).

Прошедшее:

  • उनीहरू खेलिरहेका थिए। — Они играли (в тот момент).

Будущее:

  • म लेखिरहेको हुनेछु। — Я буду писать (в процессе).

Сравнение с -दै:

  • -दै हुनु: акцент на процессе в общем.
  • -इरहेको हुनु: акцент на том, что действие в определённый момент длилось, было активным, актуальным.

7. Сравнительная таблица длительных времён

Время Конструкция Пример
Настоящее -दै + हुनु ऊ गाइरहेको छ। (Он поёт.)
Прошедшее -दै + हुनु в прош. форме उनीहरू हिँड्दै थिए। (Они шли.)
Будущее -दै + हुनु в буд. форме म बोल्दै हुनेछु। (Я буду говорить.)
Наст. с -इरहेको -इरहेको + हुनु ऊ पढिरहेको छ। (Он читает.)
Привычное -ने + गर्नु म उठ्ने गर्छु। (Я встаю обычно.)

8. Употребление в сложных предложениях

В сложноподчинённых предложениях длительные формы часто используются в придаточных временных, условных и причинных конструкциях.

Примеры:

  • जब म पढ्दै थिएँ, त्यो आयो। — Когда я читал, он пришёл.
  • यदि ऊ हिँड्दै जान्थ्यो भने, ढिलो हुने थिएन। — Если бы он шёл, он бы не опоздал.

Использование длительных форм помогает подчеркнуть незавершённость действия или его одновременность с другим действием.


9. Формальные и разговорные вариации

  • В формальном стиле предпочтение отдаётся конструкциям с -इरहेको.
  • В повседневной речи популярны формы с -दै.
  • В литературе часто используется сочетание обеих конструкций для стилистических и семантических оттенков.

10. Заключительные замечания по употреблению

  • Длительные формы в непальском играют не только временную, но и аспектуальную роль.
  • Они активно взаимодействуют с системой вспомогательных глаголов.
  • Важно различать прогрессивность (настоящее, прошедшее, будущее действие в процессе) и привычность (действие, происходящее регулярно).
  • Контекст, указатели времени и интонационные конструкции играют важную роль в интерпретации значений.