Длительные времена
Длительные времена в непальском языке
В непальском языке длительные времена (habitual, progressive,
continuous) выражают различные аспекты незавершённого действия во
времени. Они формируются при помощи вспомогательных глаголов, причастий
и модифицированных форм основных глаголов. Важно учитывать как временную
отнесённость действия (прошедшее, настоящее, будущее), так и его
аспектуальный характер (длительность, повторяемость, протяжённость).
Образование:
Настоящее длительное время образуется с помощью глагольного корня +
суффикс -दै (-dai), к которому присоединяется соответствующая
форма вспомогательного глагола हुनु (hunu — «быть») в настоящем
времени.
Формула: глагольный корень + -दै + हुनु (в
настоящем времени)
Примеры:
- ऊ पढ्दैछ। — Он(а) читает (в данный момент).
- म लेख्दैछु। — Я пишу (сейчас).
- उनीहरू हाँस्दैछन्। — Они смеются (в процессе).
Особенности:
- Указывает на действие, происходящее в настоящий момент или в период,
охватывающий настоящее.
- Не используется для выражения устойчивых привычек.
2. Прошедшее
длительное время (Past Continuous)
Образование:
Прошедшее длительное время также образуется с помощью суффикса -दै, но
вспомогательный глагол हुनु ставится в прошедшее время (थियो, थिए, थिइन् и
т.д.).
Формула: глагольный корень + -दै + हुनु (в
прошедшем времени)
Примеры:
- म पढ्दै थिएँ। — Я читал (в то время).
- ऊ हिँड्दै थिई। — Она шла (в процессе).
- हाम्रा साथीहरू खेल्दै थिए। — Наши друзья играли.
Особенности:
- Обозначает действие, которое происходило в определённый момент в
прошлом.
- Часто употребляется в сочетании с временными указателями: हिजो
(вчера), त्यो बेला (в то время), आदि.
3. Будущее
длительное время (Future Continuous)
Образование:
Формируется при помощи той же основы с -दै, но вспомогательный глагол
हुनु ставится в будущей форме: हुनेछु, हुनेछ, हुनेछन् и др.
Формула: глагольный корень + -दै + हुनु (в
будущем времени)
Примеры:
- म पढ्दै हुनेछु। — Я буду читать.
- ऊ बोल्दै हुनेछ। — Он будет говорить.
- हामी गइरहेका हुनेछौं। — Мы будем идти.
Особенности:
- Указывает на действие, которое будет происходить в будущем в течение
определённого промежутка времени.
- Менее употребима в повседневной речи, но активно используется в
письменной речи и в формальном контексте.
4.
Длительное время с глаголом जानु («идти»): действие в
развитии
Глагол जानु может выступать в роли вспомогательного для обозначения
постепенного развития действия. Он употребляется после причастия
настоящего времени на -दै.
Примеры:
- ऊ बिस्तारै बोल्दै जान्छ। — Он постепенно начинает говорить.
- अवस्था बिग्रँदै गइरहेको छ। — Ситуация постепенно
ухудшается.
Отличие от обычного
длительного:
Здесь акцент делается на динамике, прогрессе действия, часто с
оттенком изменения или нарастания.
5. Привычное
длительное время (Habitual Aspect)
Привычные действия, совершаемые регулярно, передаются через особую
форму глагола, образуемую с помощью окончания -ने (-ne) и
глагола हुनु в соответствующей форме.
Формула: глагольный корень + -ने + हुनु (в
соответствующем времени и лице)
Примеры:
- म बिहान उठ्ने गर्छु। — Я обычно встаю утром.
- ऊ बिहान दौडने गर्छ। — Он обычно бегает по утрам.
- उनीहरू बेलुकी टेलिभिजन हेर्ने गर्छन्। — Они вечером смотрят телевизор (по
привычке).
Варианты в прошедшем и
будущем:
- म बिहान उठ्ने गर्थेँ। — Я вставал утром (раньше).
- ऊ बिहान दौडने गर्नेछ। — Он будет (по привычке) бегать по
утрам.
Особенности:
- Передаёт повторяющееся, рутинное действие.
- Суффикс -ने указывает на обычное действие, а вспомогательный глагол
गर्छु, गर्थे, गर्नेछ отражает временную отнесённость.
6.
Формы с गइरहेको हुनु — переформулированное длительное
Другая разновидность длительного времени формируется с использованием
причастия на -इरहेको (-iraheko), обозначающего состояние действия,
продолжающегося в определённый момент. Это форма ближе к английскому
“has been doing”, но может использоваться как в настоящем, так и в
прошедшем времени.
Формула: глагольный корень + -इरहेको
(-iraheko) + हुनु
Настоящее:
- ऊ पढिरहेको छ। — Он читает (продолжает читать).
- म लेखिरहेको छु। — Я пишу (всё ещё).
Прошедшее:
- उनीहरू खेलिरहेका थिए। — Они играли (в тот момент).
Будущее:
- म लेखिरहेको हुनेछु। — Я буду писать (в процессе).
Сравнение с -दै:
- -दै हुनु: акцент на процессе в общем.
- -इरहेको हुनु: акцент на том, что действие в
определённый момент длилось, было активным, актуальным.
7.
Сравнительная таблица длительных времён
Время |
Конструкция |
Пример |
Настоящее |
-दै + हुनु |
ऊ गाइरहेको छ। (Он поёт.) |
Прошедшее |
-दै + हुनु в прош. форме |
उनीहरू हिँड्दै थिए। (Они шли.) |
Будущее |
-दै + हुनु в буд. форме |
म बोल्दै हुनेछु। (Я буду говорить.) |
Наст. с -इरहेको |
-इरहेको + हुनु |
ऊ पढिरहेको छ। (Он читает.) |
Привычное |
-ने + गर्नु |
म उठ्ने गर्छु। (Я встаю обычно.) |
8. Употребление в
сложных предложениях
В сложноподчинённых предложениях длительные формы часто используются
в придаточных временных, условных и причинных конструкциях.
Примеры:
- जब म पढ्दै थिएँ, त्यो आयो। — Когда я читал, он пришёл.
- यदि ऊ हिँड्दै जान्थ्यो भने, ढिलो हुने थिएन। — Если бы он шёл, он бы не
опоздал.
Использование длительных форм помогает подчеркнуть незавершённость
действия или его одновременность с другим действием.
9. Формальные и
разговорные вариации
- В формальном стиле предпочтение отдаётся конструкциям с -इरहेको.
- В повседневной речи популярны формы с -दै.
- В литературе часто используется сочетание обеих конструкций для
стилистических и семантических оттенков.
10.
Заключительные замечания по употреблению
- Длительные формы в непальском играют не только временную, но и
аспектуальную роль.
- Они активно взаимодействуют с системой вспомогательных
глаголов.
- Важно различать прогрессивность (настоящее,
прошедшее, будущее действие в процессе) и привычность
(действие, происходящее регулярно).
- Контекст, указатели времени и интонационные конструкции играют
важную роль в интерпретации значений.