Семантические группы стержней

В языке навахо, как и в других языках, используемых в коренных культурах Северной Америки, словообразование и синтаксис тесно связаны с культурной и природной средой. Одним из самых значимых аспектов грамматики навахо является классификация глагольных стержней. Глагольные стержни являются основой для построения предложений и глагольных форм. Эти стержни могут быть разделены на несколько семантических групп, которые отражают различные типы действий, состояний и отношений. Ключевым моментом является то, что семантика стержня определяет характер действия, его объект и направленность.

Эта группа включает в себя стержни, которые обозначают различные виды физического и абстрактного действия. Глаголы, относящиеся к этой группе, могут быть использованы для выражения действий, которые происходят в реальном или гипотетическом мире, как, например, “бежать”, “прыгать”, “думать”.

Примеры стержней действия:

  • łį́į́h — бежать
  • tłʼééʼ — прыгать
  • yáʼátʼééh — делать, создавать

Стержни действия могут изменяться с помощью различных префиксов и суффиксов, добавляющихся к основе, что позволяет создавать множество различных форм, отражающих временные, аспектуальные и модальные характеристики действия.

2. Глагольные стержни состояния

Стержни состояния отражают такие состояния, как существование, нахождение в определенном месте или состоянии, а также восприятие или ощущение. Эта группа стержней описывает не столько активные действия, сколько устойчивые или периодически возникающие состояния. Например, глаголы, которые обозначают состояния бытия, такие как “быть”, “существовать”, “находиться”.

Примеры стержней состояния:

  • nááł — быть в каком-либо состоянии
  • díí — стоять
  • tsééʼ — чувствовать

Эти стержни также поддаются различным грамматическим модификациям и могут использоваться для выражения состояния в разных аспектах времени и наклонений.

3. Глагольные стержни изменения состояния

Стержни этой группы относятся к изменениям, которые происходят с объектом, субъектом или ситуацией. Они описывают процессы перехода от одного состояния к другому, такие как “расти”, “увядать”, “меняться”, “вырастать”.

Примеры стержней изменения состояния:

  • nił — расти
  • bąąh — изменяться
  • ádaah — уменьшаться

В языке навахо такие стержни могут также быть связаны с модификациями, которые указывают на тип изменения, скорость или интенсивность этого процесса.

4. Глагольные стержни восприятия

Эти стержни используются для описания действий, связанных с восприятием окружающего мира. Они выражают не только физическое восприятие, как зрение, слух или осязание, но и восприятие через внутренние чувства или ощущения. В навахо существует несколько стержней, которые могут быть использованы для описания восприятия.

Примеры стержней восприятия:

  • nitsáhakees — видеть
  • náásgóó — слышать
  • yáʼátʼééh — чувствовать

Стержни восприятия могут включать разнообразные формы, которые передают не только сам факт восприятия, но и характеристики этого восприятия, такие как интенсивность или продолжительность.

5. Глагольные стержни действия с объектом

Эти стержни обозначают действия, которые направлены на объект. В отличие от стержней действия, которые могут быть более абстрактными, эти глаголы часто связаны с объектами, которые претерпевают изменения в результате действия субъекта. В некоторых случаях объект может быть не только физическим, но и абстрактным.

Примеры стержней действия с объектом:

  • náníyá — убивать
  • tłʼóóh — брать
  • dííł — класть

Глагольные стержни этой группы являются основой для множества конструкций в языке навахо, особенно когда нужно показать, что действие направлено на какого-либо объекта.

6. Глагольные стержни взаимодействия

Эти стержни обозначают действия, которые включают взаимодействие двух или более объектов или субъектов. Важной особенностью этих стержней является то, что они часто требуют присутствия двух или более участников процесса, которые взаимно воздействуют друг на друга. Эти стержни включают такие глаголы, как “сражаться”, “разговаривать”, “помогать”.

Примеры стержней взаимодействия:

  • tłʼééʼh — говорить
  • naʼdleehi — помогать
  • shikaadééł — сражаться

Стержни взаимодействия могут быть также модифицированы с помощью различных аффиксов, что изменяет форму глагола в зависимости от типа и характера взаимодействия.

7. Глагольные стержни движения

Эта группа стержней связана с различными типами движения, включая как физическое перемещение, так и движение в более абстрактном смысле, например, движение во времени. Эти стержни могут описывать, как и куда перемещаются объекты, или как изменяется их положение в пространстве.

Примеры стержней движения:

  • nééz — двигаться
  • hózhó — двигаться в сторону гармонии
  • daʼáł — идти в определенное место

Множество стержней движения в языке навахо могут также сочетаться с различными аспектуальными и временными формами, что позволяет выражать различные нюансы движения.

8. Глагольные стержни восходящего действия

Эти стержни описывают действия, которые выражаются как восходящие или усиливающиеся, и часто используют специфику пространства, чтобы выразить значительные перемещения вверх, или увеличение интенсивности действия. Они могут обозначать как физическое движение вверх, так и абстрактные понятия, такие как рост или усиление.

Примеры стержней восходящего действия:

  • besh — подниматься
  • hólǫ́ — улучшать
  • dííł — усиливать

Эти стержни играют важную роль в построении описаний состояния или изменения, когда необходимо подчеркнуть увеличение интенсивности или масштаба действия.

Заключение

Семантические группы стержней языка навахо позволяют точно и выразительно описывать широкий спектр явлений, событий и состояний. Гибкость и разнообразие этих стержней дают возможность создать глубоко структурированные и многоуровневые высказывания, которые позволяют носителям языка передавать значительные культурные и мировоззренческие особенности.