Повествовательные предложения в языке марвари являются основой синтаксической структуры, представляя собой конструкции, в которых утверждается или опровергается какое-либо событие или факт. Они используются для изложения информации и служат для передачи фактов, описаний, утверждений или мнений. Повествовательные предложения могут быть как утвердительными, так и отрицательными, в зависимости от того, сообщается ли информация о наличии события или его отсутствии.
Типичная структура повествовательного предложения в марвари включает в себя несколько элементов:
Пример:
В этом предложении:
Утвердительные предложения в марвари подтверждают факт или действие. В таких предложениях глагол, как правило, стоит в конце, что отражает специфическую структуру порядка слов, характерную для индоарийских языков.
Примеры утвердительных предложений:
राम स्कूल जाता है। Rām skūl jātā hai. Перевод: “Рам идет в школу.”
Здесь:
वह खाना खा रहा है। Vah khānā khā rahā hai. Перевод: “Он ест еду.”
Отрицательные повествовательные предложения в марвари образуются с использованием отрицательной частицы “नहीं” (nahīn), которая добавляется после глагола или сказуемого.
Примеры отрицательных предложений:
वह स्कूल नहीं जाता है। Vah skūl nahīn jātā hai. Перевод: “Он не идет в школу.”
В этом предложении:
मैं चाय नहीं पीता हूँ। Main chāy nahīn pītā hūn. Перевод: “Я не пью чай.”
В марвари можно встретить формы повествовательных предложений с элементами вопросительности. Это достигается путем интонации или добавлением вспомогательных слов. Например, на конце предложения можно поставить вопросительное слово или интонационно выразить вопрос.
Пример:
Согласование между субъектом и глаголом в марвари осуществляется по числу и роду. Например, если субъект в множественном числе, то глагол также будет стоять во множественном числе. Это важное отличие, поскольку согласование влияет на выбор формы глагола.
Примеры согласования:
वह स्कूल जाते हैं। Vah skūl jāte hain. Перевод: “Они идут в школу.” (Глагол जाते (jāte) согласован с множественным числом субъекта.)
सारो स्कूल जाती है। Sāro skūl jātī hai. Перевод: “Саро идет в школу.” (Глагол जाती (jātī) согласован с женским родом субъекта.)
В марвари также используются специальные глагольные формы для выражения повеления или просьбы. Однако в контексте повествовательных предложений это обычно не играет ключевой роли, так как данные предложения ориентированы на факты и описания.
В марвари используются различные времена для выражения действий в различных временных плоскостях. Это может быть как настоящее, так и прошедшее или будущее время. Каждое время требует своей формы глагола, что необходимо учитывать при построении повествовательных предложений.
Пример в настоящем времени:
Пример в прошедшем времени:
Пример в будущем времени:
Повествовательные предложения марвари играют важную роль в коммуникации, позволяя говорящему передавать информацию о событиях, фактах и явлениях. Важной особенностью языка является использование глаголов с учетом рода, числа и времени, а также использование отрицательной частицы “नहीं” для создания отрицательных предложений.