В марвари, как и в других индийских языках, время глагола играет ключевую роль в передаче информации о действии. Настоящее время в марвари не имеет единой формы, а выражается через несколько различных конструкций в зависимости от контекста, типа действия, его продолжительности и направленности.
Настоящее время в марвари делится на несколько категорий в зависимости от формы действия: простое настоящее, продолжающееся настоящее и совершенное настоящее.
Простое настоящее время выражает действия, которые происходят регулярно, или являются постоянными. Оно также может указывать на факты, которые являются общими истинами или фактами. В этой форме глагол сохраняет свою основную форму, а для образования окончания используется определенный аффикс в зависимости от лица и числа.
Примеры:
Форма образования:
Продолжающееся настоящее время описывает действия, которые происходят прямо в момент речи или происходят в данный период времени, но не завершены. Это время образуется с помощью вспомогательного глагола “रहणो” (rahanō), который стоит в нужной форме по лицу и числу, в сочетании с основным глаголом в форме настоящего времени.
Примеры:
Форма образования:
Совершенное настоящее время в марвари описывает действие, которое произошло в прошлом, но имеет связь с настоящим. Это время указывает на завершенность действия, которое воздействует на текущий момент. Для образования совершенного настоящего времени используется вспомогательный глагол “है” (hai) в сочетании с формой основного глагола в прошедшем времени.
Примеры:
Форма образования:
Глагольные окончания. В марвари окончания глаголов зависят от диалекта и употребляемой формы. Они могут значительно отличаться в зависимости от региона. Например, в некоторых регионах для выражения настоящего времени глаголы могут иметь окончание -वे или -वो вместо стандартного -ै.
Вспомогательные глаголы. В конструкции продолжающегося настоящего времени марвари использует вспомогательный глагол रहणो, что делает эту систему похожей на другие индийские языки, такие как хинди или гуарати.
Отрицание. В марвари отрицание действия в настоящем времени обычно выражается с помощью отрицательной частички नहीं (nahīn), которая ставится после глагола. Например:
Настоящее время в марвари охватывает несколько различных форм, каждая из которых используется в зависимости от контекста действия. Простое настоящее выражает регулярные или повторяющиеся действия, продолжающееся настоящее обозначает текущие, продолжающиеся действия, а совершенное настоящее описывает действия, которые были завершены, но имеют актуальность в настоящем моменте.