Каузативные конструкции

Каузативные конструкции в марвари представляют собой особую грамматическую структуру, через которую выражается значение действия, выполненного не субъектом напрямую, а через посредника. В таких конструкциях субъект не совершает действие самостоятельно, а заставляет или позволяет кому-то другому совершить его. Это явление характерно для множества индоарийских языков, включая марвари, и играет важную роль в построении сложных предложений.

Образование каузативных форм

В марвари каузатив образуется при помощи определённых аффиксов, добавляемых к основе глагола. Существуют два основных способа образования каузативных форм: через добавление специфических суффиксов и использование вспомогательных глаголов.

1. Суффиксальный каузатив

Этот тип каузатива образуется с помощью суффикса, который присоединяется к основе глагола. Суффикс может быть различным в зависимости от типа глагола (группы спряжения) и формы времени, но наиболее распространённый суффикс для образования каузативной формы — -वाना (-vāṇā).

Пример:

  • ख़ाना (khānā) — есть (глагол).
  • ख़वाना (khvānā) — заставить есть, кормить.

Другой пример:

  • सिखना (sikhnā) — учить (глагол).
  • सिखवाना (sikhvānā) — заставить учить, обучать.

Это позволяет выражать не просто само действие, а факт того, что кто-то побуждает или поручает кому-то другому выполнить это действие.

2. Вспомогательные глаголы

В некоторых случаях для формирования каузативных конструкций используется вспомогательный глагол करना (karnā), который в сочетании с основным глаголом показывает, что действие выполняется через посредника. Этот способ используется реже, чем суффиксальный, но всё же имеет место быть в языке.

Пример:

  • जाना (jānā) — идти.
  • कर जाना (kar jānā) — отправить (кого-то) идти.

Здесь करना функционирует как вспомогательный глагол, который используется в сочетании с основным глаголом для обозначения действия, выполненного через посредника.

Функции каузативных конструкций

Каузативы в марвари выполняют несколько важных функций в языке. Наиболее распространённые из них:

1. Выражение принуждения или побуждения

Каузативные конструкции позволяют выразить идею того, что кто-то заставляет другого выполнять какое-то действие. Это может быть выражено как в буквальном смысле (например, заставить кого-то что-то сделать), так и в более мягкой форме (например, дать возможность выполнить действие).

Пример:

  • सिखवाना (sikhvānā) — обучать (заставить учить).
  • समझवाना (samajhvānā) — заставить понять.

2. Выражение возможности или разрешения

Каузативная конструкция также может означать, что субъект даёт кому-то разрешение или возможность совершить действие. В этом случае акцент смещается с принуждения на разрешение или позволение.

Пример:

  • देखवाना (dekhvānā) — позволить увидеть, показать.
  • सुनवाना (sunvānā) — дать послушать, рассказать.

3. Изменение состояния или воздействия на ситуацию

Каузатив может также выражать изменение состояния объекта или субъекта, когда что-то происходит с ним через внешнее воздействие. В этом случае субъект каузатива является не просто инициатором действия, но и катализатором изменения.

Пример:

  • गठवाना (gaṭhvānā) — заставить собраться (вместе).
  • तोड़वाना (ṭoṛvānā) — сломать (что-то через действия другого).

Взаимосвязь с другими глагольными формами

Каузатив в марвари не всегда стоит в изоляции, а может сочетаться с другими глагольными формами для выражения сложных действий или состояний. Особенно важно отметить взаимодействие каузатива с пассивными конструкциями, когда выполняемое действие не только передаётся через посредника, но и принимает форму безличного действия.

Пример:

  • लाना (lānā) — принести.
  • लवाना (lavānā) — заставить принести.
  • लवाना (lavānā) + जाना (jānā) — нужно принести (пассивная конструкция).

Каузатив и диалекты марвари

В зависимости от диалекта марвари, использование каузативных конструкций может варьироваться. В некоторых диалектах суффиксальные формы более распространены, в других чаще используются комбинированные формы с вспомогательным глаголом. Однако принципиальная структура и значение каузативных конструкций остаются едиными.

Заключение

Каузативные конструкции в марвари играют важную роль в языке, позволяя выразить различные оттенки значения, связанные с побуждением, принуждением, разрешением и воздействием на других. Суффиксальные формы и использование вспомогательных глаголов дают языку гибкость и богатство выразительных средств, что делает его особенно насыщенным для описания различных видов взаимодействий и отношений между субъектами и действиями.