Семантические классы существительных

Семантические классы существительных в кхмерском языке

Семантическая классификация существительных в кхмерском языке опирается как на универсальные когнитивные категории, так и на особенности традиционной кхмерской культуры и лексической структуры языка. Существительные делятся на несколько семантических классов, каждый из которых обладает определёнными свойствами, отражающими миропонимание носителей языка.


Этот класс охватывает наименования людей, животных, мифологических существ и духов.

а) Люди

В эту подгруппу входят существительные, обозначающие:

  • пол (ក្មេងប្រុស kmeng prŏh — мальчик, ស្ត្រី strəy — женщина),
  • возраст (មនុស្សចាស់ mənuh cah — старик),
  • социальный статус (ស្ដេច sdac — король, ជនក្រហម cɔn krɑham — крестьянин),
  • родственные отношения (ម៉ែ mae — мать, ប៉ា pa — отец),
  • профессиональные или ролевые наименования (គ្រូ kruu — учитель, ឧបាសក ʔuʔbaasək — мирянин).

Эти существительные активно сочетаются с системой уважительных и иерархических маркеров (например, префиксы ឧ, ស, លោក), особенно в обращениях.

б) Животные

Номинации животных представлены как нейтральными существительными (ឆ្កែ chkae — собака), так и с культурными коннотациями (សេះ seh — лошадь, ассоциируется с благородством). Используются классификаторы при счёте (например, ក្បាល kbaal для крупных животных), а также суффиксы или атрибутивные определения, указывающие на вид, размер и окрас.


2. Существительные, обозначающие неодушевлённые предметы

а) Искусственно созданные объекты

К этому подклассу относятся существительные, обозначающие предметы быта, орудия труда, одежду, транспорт и т. д.:

  • កៅអី kawʔəy — стул,
  • សំពត់ sampot — традиционная юбка,
  • ឡាន laan — автомобиль.

Они сочетаются с классификаторами вроде ដុំ dŏm (для массивных предметов), គ្រាប់ kroap (для округлых предметов), а также могут входить в состав сложных слов и номинальных групп.

б) Природные объекты и явления

Сюда входят:

  • объекты природы (ភ្នំ phnum — гора, ទន្លេ tɔnle — река),
  • природные стихии (ភ្លៀង phliəŋ — дождь, ខ្យល់ khjɔl — ветер),
  • небесные тела (ព្រះអាទិត្យ preah ʔaatit — солнце, ចន្ទ cɑn — луна).

Некоторые такие существительные одухотворяются, особенно в религиозных и поэтических контекстах, или получают уважительный префикс ព្រះ preah.


3. Абстрактные существительные

Эти существительные выражают нематериальные понятия:

  • качества (សុជីវិត sochivit — добродетель),
  • действия и процессы (ការសិក្សា kaa səksa — учёба, ការងារ kaaŋie — работа),
  • состояния и эмоции (សុខ sokh — счастье, ភ័យ phəy — страх),
  • правовые и моральные категории (យុត្តិធម៌ yuttithɔm — справедливость).

Образование таких существительных часто связано с номинализирующим префиксом ការ kaa или с заимствованными палийско-санскритскими морфемами.


4. Топонимы и этнонимы

а) Географические названия

Имена стран, провинций, городов, рек и гор формируются как на основе исконных слов (ខេត្តកំពង់ឆ្នាំង khaet Kampong Chhnang), так и с элементами санскритского происхождения (ព្រះនគរ Preah Nəkɔr — священный город).

б) Этнонимы и наименования народов

Пример: ខ្មែរខាងជើង khmae khang cɨəŋ — северные кхмеры, ឡាវ laav — лаосцы.

Такие существительные могут сочетаться с определениями, указывающими на территориальную принадлежность или происхождение.


5. Собственные имена

Имена людей, как правило, включают личное имя и фамилию, причём порядок может быть как традиционным (фамилия — имя), так и западным. Часто встречаются элементы с благопожелательными значениями:

  • សុភារំដៃ sophea romdai — «мудрость и рука помощи».

Религиозные титулы (например, ព្រះសង្ឃ preah saŋkh) прилагаются к именам монахов.


6. Меры, классификаторы и единицы счёта

Некоторые существительные выступают исключительно в роли классификаторов и входят в состав количественных и описательных конструкций:

  • ក្បាល kbaal — головной (животные, человек),
  • ដុំ dŏm — кусок, блок,
  • សន្លឹក sɑnlək — лист бумаги,
  • កញ្ចប់ kancɔp — свёрток, пачка.

Сами по себе эти слова могут быть существительными, но их грамматическая роль в счётных конструкциях делает их отдельным семантическим подклассом.


7. Существительные с религиозной или культурной маркированностью

В кхмерском языке множество существительных связано с буддийской терминологией, а также с индийским влиянием:

  • ព្រះពុទ្ធ preah putth — Будда,
  • ឧបាសិកា ʔupaasikaa — мирянка,
  • ចេតិយ ceityə — ступа.

Такие слова обычно заимствованы из санскрита или пали и сохраняют высокий стиль или церемониальную окраску. Используются в религиозных текстах, проповедях, официальной речи.


8. Коллективные и массовые существительные

Некоторые существительные обозначают совокупность объектов:

  • ប្រជាជន prɔcɛə cɔn — народ, население,
  • កងទ័ព kɑŋ toap — армия,
  • ទឹក tɨk — вода (в значении массы).

Могут сочетаться с количественными маркерами, но часто выступают как неделимая единица.


9. Существительные с продуктивной словообразовательной базой

Некоторые лексемы служат корнями для активного словообразования:

  • គ្រូ kruu → គ្រូបង្រៀន kruu bɑŋrien — преподаватель,
  • សាលា saalaa → សាលារៀន saalaa rien — школа.

Такие существительные нередко входят в состав сложных слов и терминов, особенно в сферах образования, медицины, права и т. д.


10. Существительные-онтологизаторы

Ряд существительных служит основой для выражения универсальных категорий бытия и познания:

  • ភាព phiep — абстрактность/состояние (в конструкции ភាព+прил./глаг.),
  • ជីវិត ciivit — жизнь,
  • អ្នក ʔneaʔ — деятель, лицо, субъект (в конструкции អ្នក+глагол).

Такие слова участвуют в грамматикализации и формировании аналитических структур.