Семантические классы существительных в кхмерском языке
Семантическая классификация существительных в кхмерском языке опирается как на универсальные когнитивные категории, так и на особенности традиционной кхмерской культуры и лексической структуры языка. Существительные делятся на несколько семантических классов, каждый из которых обладает определёнными свойствами, отражающими миропонимание носителей языка.
Этот класс охватывает наименования людей, животных, мифологических существ и духов.
В эту подгруппу входят существительные, обозначающие:
Эти существительные активно сочетаются с системой уважительных и иерархических маркеров (например, префиксы ឧ, ស, លោក), особенно в обращениях.
Номинации животных представлены как нейтральными существительными (ឆ្កែ chkae — собака), так и с культурными коннотациями (សេះ seh — лошадь, ассоциируется с благородством). Используются классификаторы при счёте (например, ក្បាល kbaal для крупных животных), а также суффиксы или атрибутивные определения, указывающие на вид, размер и окрас.
К этому подклассу относятся существительные, обозначающие предметы быта, орудия труда, одежду, транспорт и т. д.:
Они сочетаются с классификаторами вроде ដុំ dŏm (для массивных предметов), គ្រាប់ kroap (для округлых предметов), а также могут входить в состав сложных слов и номинальных групп.
Сюда входят:
Некоторые такие существительные одухотворяются, особенно в религиозных и поэтических контекстах, или получают уважительный префикс ព្រះ preah.
Эти существительные выражают нематериальные понятия:
Образование таких существительных часто связано с номинализирующим префиксом ការ kaa или с заимствованными палийско-санскритскими морфемами.
Имена стран, провинций, городов, рек и гор формируются как на основе исконных слов (ខេត្តកំពង់ឆ្នាំង khaet Kampong Chhnang), так и с элементами санскритского происхождения (ព្រះនគរ Preah Nəkɔr — священный город).
Пример: ខ្មែរខាងជើង khmae khang cɨəŋ — северные кхмеры, ឡាវ laav — лаосцы.
Такие существительные могут сочетаться с определениями, указывающими на территориальную принадлежность или происхождение.
Имена людей, как правило, включают личное имя и фамилию, причём порядок может быть как традиционным (фамилия — имя), так и западным. Часто встречаются элементы с благопожелательными значениями:
Религиозные титулы (например, ព្រះសង្ឃ preah saŋkh) прилагаются к именам монахов.
Некоторые существительные выступают исключительно в роли классификаторов и входят в состав количественных и описательных конструкций:
Сами по себе эти слова могут быть существительными, но их грамматическая роль в счётных конструкциях делает их отдельным семантическим подклассом.
В кхмерском языке множество существительных связано с буддийской терминологией, а также с индийским влиянием:
Такие слова обычно заимствованы из санскрита или пали и сохраняют высокий стиль или церемониальную окраску. Используются в религиозных текстах, проповедях, официальной речи.
Некоторые существительные обозначают совокупность объектов:
Могут сочетаться с количественными маркерами, но часто выступают как неделимая единица.
Некоторые лексемы служат корнями для активного словообразования:
Такие существительные нередко входят в состав сложных слов и терминов, особенно в сферах образования, медицины, права и т. д.
Ряд существительных служит основой для выражения универсальных категорий бытия и познания:
Такие слова участвуют в грамматикализации и формировании аналитических структур.