Образование абстрактных существительных

Кхмерский язык, обладая изолирующей морфологией, демонстрирует ограниченные, но устойчивые механизмы словообразования, в том числе и при формировании абстрактных существительных. Эти процессы включают в себя аффиксацию (в первую очередь — префиксацию), редупликацию, словосложение, а также конверсию (функциональное изменение слова без изменения формы). Формирование абстрактных существительных связано с выражением понятий, состояний, качеств, процессов, действий и других нематериальных сущностей.


1. Префиксальное образование

Одним из главных способов образования абстрактных существительных является прибавление префиксов к глагольной или прилагательной основе.

Префикс ការ- [kaa-]

Это наиболее продуктивный префикс в современном кхмерском языке для образования абстрактных существительных от глаголов. Он придаёт значение “действие”, “процесс”, “акт”.

  • សិក្សា [sɨksaː] — учиться → ការសិក្សា [kaa sɨksaː] — обучение
  • ធ្វើ [thvɨː] — делать → ការធ្វើ [kaa thvɨː] — действие, выполнение
  • ចូលរៀន [coːl riən] — поступать учиться → ការចូលរៀន [kaa coːl riən] — поступление в учебное заведение

Примечательно, что после префикса ការ- глагол не изменяется, что соответствует изолирующему характеру кхмерской морфологии.

Префикс ភាព- [phiəp-]

Этот префикс используется для образования абстрактных существительных от прилагательных и некоторых глаголов. Он указывает на состояние, качество, свойство.

  • ល្អ [lʔaː] — хороший → ភាពល្អ [phiəp lʔaː] — доброта, хорошее качество
  • សុខ [sok] — счастливый → ភាពសុខ [phiəp sok] — счастье
  • ទៀងទាត់ [tiəŋtoat] — аккуратный → ភាពទៀងទាត់ [phiəp tiəŋtoat] — аккуратность

Семантические особенности префиксов

  • ការ- акцентирует внимание на действии или процессе
  • ភាព- делает акцент на качестве или состоянии

Некоторые основы допускают употребление с обоими префиксами, при этом меняется смысл:

  • ធ្វើ — делать

    • ការធ្វើ — процесс действия
    • ភាពធ្វើ — способность к действию (редко)

2. Словосложение

Словосложение также используется для выражения абстрактных понятий. В этом случае лексемы соединяются в устойчивое словосочетание, где одна из частей обозначает вид, род, характеристику абстракции:

  • ចិត្ត+សាស្ត្រចិត្តសាស្ត្រ [cɨt saːt] — психология (букв. “наука о душе”)
  • ព្រះ+ធម៌ព្រះធម៌ [preah tʰoə] — дхарма, мораль (букв. “божественный закон”)

Хотя такие слова внешне являются словосочетаниями, в кхмерском языке они могут функционировать как неделимые номинативные единицы с абстрактным значением.


3. Конверсия

Кхмерский язык активно использует конверсию, позволяющую превращать глаголы или прилагательные в абстрактные существительные без изменения формы слова, при этом контекст (особенно наличие определённых маркеров, например, артиклей или счетных слов) играет решающую роль:

  • ស្រលាញ់ [sralanh] — любить

    • В конструкции សេចក្ដីស្រលាញ់ [saecʔkaɗəj sralanh] — любовь (букв. “понятие любви”)
  • ខុស [kʰoh] — ошибаться

    • សេចក្ដីខុស [saecʔkaɗəj kʰoh] — ошибка

Роль квазислужебного слова សេចក្ដី [saecʔkaɗəj]

Этот элемент функционирует как абстрагатор, способный создавать абстрактные существительные из любой части речи:

  • សេចក្ដីសោក [saecʔkaɗəj saok] — печаль
  • សេចក្ដីស្រមៃ [saecʔkaɗəj srəmaj] — мечта
  • សេចក្ដីស្មោះត្រង់ [saecʔkaɗəj smoah trɑŋ] — честность

Важно отметить, что такие конструкции стилистически характерны для письменной речи, особенно в официальной и религиозной лексике.


4. Редупликация и абстракция

Хотя редупликация в кхмерском языке преимущественно служит для выражения интенсивности, продолжительности или множественности, в некоторых случаях она может выполнять абстрагирующую функцию:

  • គិតគូរ [kət kuː] — раздумывать → абстракция процесса размышления
  • ប្រាប់ប្រែ [praʔ praɛ] — часто говорить → намёк на болтливость, говорливость

Однако такие формы чаще имеют оценочный или экспрессивный характер и не всегда признаются стандартными абстрактными номинализациями.


5. Заимствования и калькирование

Многие абстрактные существительные в кхмерском языке являются результатом заимствований из санскрита и пали, особенно в религиозной, философской и административной лексике:

  • វិញ្ញាណ [ʋinɲaːn] — сознание (санскрит: vijñāna)
  • គុណធម៌ [kunʔ tʰoə] — добродетель (санскрит: guṇa dharma)
  • សីលធម៌ [seiʔl tʰoə] — мораль, нравственность

Заимствованные слова зачастую уже несут абстрактное значение и не требуют дополнительных словообразовательных механизмов. Они сосуществуют с исконными кхмерскими формами и в ряде случаев вытесняют их в формальном регистре.


6. Семантические типы абстрактных существительных

Абстрактные существительные в кхмерском языке можно классифицировать по семантическим полям:

  • Процессы/действия: ការសិក្សា, ការបង្រៀន, ការធ្វើ
  • Состояния/качества: ភាពស្ងប់ស្ងាត់, ភាពស្រស់ស្អាត
  • Психические/моральные категории: សេចក្ដីស្រឡាញ់, ភាពស្មោះត្រង់
  • Философские/религиозные понятия: ព្រះធម៌, វិញ្ញាណ, សីលធម៌

Такая классификация показывает, насколько различны и многослойны механизмы абстракции в кхмерском языке, несмотря на его изолирующую природу.