Каузатив в кхмерском языке
Кхмерский язык, относящийся к австроазиатской семье, выражает каузативные значения преимущественно аналитически, посредством использования вспомогательных глаголов, специальных каузативных предикатов и синтаксических конструкций. В отличие от языков с развитой морфологией, где каузатив может выражаться аффиксально, в кхмерском все формы каузативности передаются синтаксически.
Глагол ឲ្យ используется как основной показатель каузативной конструкции. Его можно перевести как «заставить», «позволить», «дать (возможность)», в зависимости от контекста. Конструкция имеет следующую структуру:
S₁ + ឲ្យ + S₂ + V
Примеры:
ខ្ញុំឲ្យកូនសៀនសៀវភៅ។ kɲom ʔaoj koon sian sievphəv «Я заставил ребёнка читать книгу.»
គាត់ឲ្យខ្ញុំទៅផ្សារ។ koat ʔaoj kɲom tov phsa «Он разрешил мне пойти на рынок.»
Значение глагола ឲ្យ варьируется от добровольного дозволения до принуждения — и контекст (интонация, ситуация, глагол) играет ключевую роль в интерпретации.
Кхмерский обладает набором лексических глаголов с каузативной семантикой:
Примеры:
លោកគ្រូបង្រៀនសិស្សអានសៀវភៅ។ loak kru bɑŋriən ses ʔan sievphəv «Учитель учит учеников читать книги.»
គាត់បញ្ជូនខ្ញុំទៅបំពេញភារកិច្ច។ koat banhchun kɲom tov bɑmbenh phiearekaʔ «Он отправил меня выполнять задание.»
Каузативные конструкции в кхмерском строго придерживаются порядка S₁–ឲ្យ–S₂–V. В отличие от пассивных конструкций, где агент может быть опущен, в каузативе обе роли часто явно выражены.
В более развернутых предложениях могут присутствовать дополнительные обстоятельства, но ядро конструкции остаётся неизменным:
S₁ + ឲ្យ + S₂ + V + Оbject + Circumstance
Пример:
Кхмерский язык допускает образование каузативных конструкций не только с переходными, но и с непереходными глаголами. В таких случаях каузатив усиливает переходность, делая её двучленной.
Примеры:
→
Это преобразование демонстрирует одно из важных свойств кхмерского каузатива: возможность “трансформировать” глагол состояния или движения в управляемое действие.
Иногда в речи, особенно в случаях, когда субъект действия очевиден из контекста, S₂ может быть опущен:
Если субъект действия ясен (например, ученики в классе), то S₂ можно не называть, и конструкция сохраняет каузативное значение.
Важно отличать каузативные конструкции от конструкций с глаголами восприятия, ментального состояния или перцепции (например, «видеть, слышать, знать»), где также может следовать другой глагол. В таких случаях ឲ្យ не используется, а структура принимает форму V₁ + V₂, где второй глагол является объектом восприятия, а не вызванным действием.
Пример:
Это не каузатив, потому что субъект не инициирует крик, а лишь воспринимает его.
Глагол ឲ្យ может сосуществовать с модальными частицами или глаголами в одной конструкции. В таких случаях каузатив получает дополнительную экспрессию, связанную с желанием, необходимостью, разрешением:
ខ្ញុំចង់ឲ្យកូនរៀនខ្មែរ។ kɲom coŋ ʔaoj koon riən khmae «Я хочу, чтобы ребёнок учил кхмерский язык.»
លោកគ្រូត្រូវឲ្យសិស្សសរសេរ។ loak kru trəw ʔaoj ses sɑhseh «Учитель должен заставить учеников писать.»
Такие конструкции сочетают каузатив и модальность, и являются важным аспектом синтаксической гибкости языка.
Для придания дополнительного значения усилия, давления или насильственности действия может быть использован глагол បង្ខំ (bɑŋkʰam) — «принуждать»:
Это конструкция выражает более сильную форму каузатива и часто противопоставляется нейтральному ឲ្យ.
Некоторые идиоматические конструкции в кхмерском языке также передают каузативный смысл, несмотря на отсутствие явного каузативного глагола. В таких случаях каузативность выражается контекстуально или с помощью серийных глаголов:
កុំបញ្ជាឲ្យខ្ញុំច្រើនពេក។ kom banhchea ʔaoj kɲom craən pek «Не приказывай мне слишком много.»
ចូរឲ្យវាទៅ។ co ʔaoj via tov «Позволь ему уйти / пусть он уходит.»
Тип конструкции | Структура | Пример |
---|---|---|
Базовая каузативная | S₁ + ʔaoj + S₂ + V | ខ្ញុំឲ្យគេទៅផ្សារ។ |
Каузатив с инфинитивом | S₁ + ʔaoj + S₂ + V + Obj | គាត់ឲ្យខ្ញុំសរសេរសំបុត្រ។ |
Усиленный каузатив | S₁ + បង្ខំ + ʔaoj + S₂ + V | គាត់បង្ខំឲ្យខ្ញុំធ្វើវា។ |
Лексический каузатив | S₁ + [лек. глагол] + S₂ + V | លោកគ្រូបង្រៀនសិស្សអានសៀវភៅ។ |
Каузатив с модальностью | S₁ + [мод. глагол] + ʔaoj + S₂ + V | ខ្ញុំចង់ឲ្យកូនរៀន។ |
Каузатив в кхмерском языке, будучи аналитическим по своей природе, демонстрирует гибкость и выразительность, позволяя посредством сочетания глаголов, вспомогательных элементов и структуры предложения точно передавать оттенки принуждения, дозволения, намерения или обязательства.