Диакритические знаки для изменения регистра

Диакритические знаки для изменения регистра в кхмерском языке

В кхмерской письменности, как и в ряде других абугид, важную роль играют не только основные знаки (буквы), но и надстрочные, подстрочные и обрамляющие элементы, которые влияют на произношение, смысл, грамматическую форму и синтаксические связи. Одной из ключевых особенностей системы кхмерского письма является использование диакритических знаков для изменения регистра (серии) согласных.

Кхмерский язык различает две серии (регистра) согласных:

  • Первая серия (អក្សរធំ — aksâr thom — “большие буквы”)
  • Вторая серия (អក្សរតូច — aksâr touch — “малые буквы”)

Каждой серии соответствует свой набор гласных значений: один и тот же зависимый гласный, будучи присоединён к согласной первой серии, передаёт иной звук, нежели при присоединении ко второй серии. Таким образом, регистр влияет на вокализм и морфологическую идентификацию слова. Именно поэтому контроль над регистром — критически важная часть грамматической системы кхмерского письма.

Однако в алфавите есть согласные, которые имеют лишь одну форму, принадлежащую первой или второй серии. Для того чтобы использовать их в другом регистре, вводятся диакритические знаки изменения регистра.


Основные диакритические знаки, изменяющие регистр

◉ Диакритический знак “និគ្គហិត” (nikahit) — знак анусвары

Форма: ◌ំ Положение: над согласной Функция: в современном языке в основном используется для обозначения носового финала [m] или [ŋ], но исторически (в среднеписьменном кхмерском) использовался также для изменения регистра, особенно в поэтическом и палийском/санскритском контексте.

Пример (в архаических текстах):

  • ំព្រៈ (prə̆) — с носовой надстрочной: изменённый регистр и носовой финал

В современной грамматике не используется как основной способ изменения регистра, но представляет собой исторически значимый элемент.


◉ Диакритический знак “បន្ទះសូរ” (bântĕăh saô) — “голосовой знак”

Форма: ◌៉ Положение: над согласной Функция: переводит согласную второй серии в первую серию

Этот знак необходим для тех согласных, которые по умолчанию относятся только ко второй серии, но которым в некоторых словах требуется произношение, соответствующее первой серии.

Типичный пример:

  • ប (b) — согласная второй серии
  • ប៉ា (paː) — с диакритикой становится [paː], то есть приобретает регистр первой серии

Другими словами, ◌៉ (голосовой знак) повышает серию согласной.


◉ Диакритический знак “បន្ទះស្រៈ” (bântĕăh srăʔ) — “гласный знак”

Форма: ◌៊ Положение: над согласной Функция: переводит согласную первой серии во вторую серию

Применяется в тех случаях, когда требуется понизить регистр согласной, не имеющей собственной формы второй серии.

Пример:

  • ដ () — согласная первой серии
  • ដ៊ា (daː) — согласная с изменением серии, становится частью второй серии

Эта диакритика противоположна по действию знаку ◌៉ и предназначена для изменения “вниз”, то есть от высокой серии к низкой.


Совместимость и ограничения

Не все согласные могут быть модифицированы с помощью этих диакритик. Некоторые имеют пары в обеих сериях (например, ក и ខ), в то время как другие — моносерийные. Именно для последних и требуется изменение регистра при помощи ◌៉ и ◌៊.

Примеры согласных, которым могут потребоваться диакритики:

Согласная Серия по умолчанию С диакритикой Изменённая серия
вторая ប៉ первая
первая ដ៊ вторая
вторая ព៉ первая
первая ត៊ вторая

Орфографические и фонетические последствия

Использование этих знаков влияет не только на графику, но и на фонетическую реализацию слова. Это может затрагивать:

  • начальный согласный звук
  • выбор соответствующего гласного варианта
  • тональные и просодические особенности (в поэтической или диалектной речи)

Например:

  • បា (baː) — вторая серия, гласный передаёт [aː]
  • ប៉ា (paː) — первая серия, тот же гласный передаёт [aː], но начальная согласная иная по акустике

Таким образом, один и тот же гласный символ может обозначать разные звуки, в зависимости от регистра согласной, и корректное использование диакритик критически важно для точности письменной и устной речи.


Позиционирование диакритик

Обе диакритики — ◌៉ и ◌៊ — размещаются строго над согласной, с которой они соединяются. Они занимают верхнюю позицию и не конкурируют с другими верхними знаками (например, с некоторыми гласными или знаками тона — в заимствованных системах), но не сочетаются друг с другом: один и тот же символ не может одновременно принимать оба регистра.


Использование в заимствованных словах

В современных заимствованиях, особенно из европейских языков, требуется передавать согласные, которых нет в традиционной кхмерской фонологии. Для приближения к нужному звуку может использоваться изменение серии с помощью диакритик:

  • ទីវី (tīvī) — “телевизор”
  • ប៉ាសប៉ੋਰ (paːsapʰoː) — “паспорт” (с использованием ប៉ и ព៉)

Такое использование стало особенно частым в последние десятилетия и демонстрирует адаптивную функцию диакритик к современным реалиям языка.


Роль в морфологии и словообразовании

Иногда изменение регистра необходимо для сохранения морфемной структуры при словообразовании:

  • корень បា (baː) может при изменении регистра (с диакритикой) стать ប៉ា (paː), изменяя смысл или грамматическую функцию
  • при присоединении приставок/суффиксов возможно сохранение вокалической гармонии только при корректном изменении регистра

Вывод из практики письма

Знание и применение диакритических знаков изменения регистра — необходимый навык для:

  • правильного чтения и письма
  • интерпретации лексического значения
  • морфологического анализа
  • работы с заимствованными и архаическими формами

Они обеспечивают гибкость системы, компенсируя ограниченность форм согласных и поддерживая полноту фонетической передачи.