Второстепенные члены предложения выполняют вспомогательные функции и вносят уточнение или добавление к основным членам предложения, а именно к подлежащему и сказуемому. В казахском языке второстепенные члены делятся на несколько категорий в зависимости от их синтаксической роли и формы выражения.
Дополнение в казахском языке отвечает на вопросы не?, кімді?, ненің?, и обозначает объект действия, на который направлено действие, выраженное глаголом. Оно может быть выражено существительным или местоимением в определённой падежной форме.
Примеры:
Мен кітапты оқыдым. (Я читал книгу.) «Кітапты» — дополнение в винительном падеже, указывающее на объект действия.
Ол мектепке барды. (Он пошел в школу.) «Мектепке» — дополнение в дательном падеже, указывающее на место действия.
Дополнение может быть выражено не только существительными, но и глаголами, прилагательными или даже целыми предложениями.
Примеры:
Обстоятельство в казахском языке указывает на условия, место, время, цель, причину или способ совершения действия. Оно отвечает на вопросы қалай? (как?), қайда? (где?), қашан? (когда?), не үшін? (зачем?), не себепті? (почему?)
Обстоятельства могут быть выражены различными частями речи, включая существительные, прилагательные, наречия, местоимения, а также целые фразы или предложения.
Примеры:
Ол тез жүгірді. (Он быстро бегал.) «Тез» — обстоятельство, выражающее способ действия.
Мен ауылға қыста барамын. (Я поеду в деревню зимой.) «Қыста» — обстоятельство времени.
Определение в казахском языке уточняет или характеризует признаки подлежащего, дополнения или другого существительного в предложении. Обычно оно отвечает на вопросы қандай? (какой?), нешінші? (который?), қанша? (сколько?)
Определение может быть выражено прилагательным, причастием или числительным, а также другими частями речи.
Примеры:
Үлкен үйде тұрмын. (Я живу в большом доме.) «Үлкен» — определение к существительному «үй».
Біздің мектептің жаңа ғимараты бар. (В нашей школе есть новое здание.) «Жаңа» — определение к существительному «ғимарат».
Приложение является второстепенным членом предложения, который поясняет или объясняет другие члены, в основном существительные. Оно может быть представлено существительным в родительном падеже или словосочетанием, состоящим из существительного и прилагательного.
Примеры:
Мұғалім, біздің анамыз, өте жақсы адам. (Учитель, наша мать, очень хороший человек.) «Біздің анамыз» — приложение, поясняющее «мұғалім».
Ол кітап, менің сүйікті шығармам, өте қызық. (Эта книга, моё любимое произведение, очень интересная.) «Менің сүйікті шығармам» — приложение, поясняющее «кітап».
В казахском языке также встречаются обособленные второстепенные члены предложения, которые выделяются с помощью интонации или специальных знаков препинания. Эти члены, как правило, представляют собой уточняющие или пояснительные фразы.
Примеры:
Алматы, үлкен қала, менің туған жерім. (Алматы, большой город, моя родина.) «Үлкен қала» — обособленное определение.
Әлия, біздің досымыз, ән айтуды жақсы көреді. (Алия, наша подруга, любит петь.) «Біздің досымыз» — обособленное приложение.
В казахском языке можно выделить косвенные члены, которые не являются обязательными для построения основного предложения, но добавляют дополнительную информацию. Это могут быть вводные слова, вводные конструкции и предложения, обеспечивающие логическую связь.
Примеры:
Сановые выражения могут служить второстепенными членами предложения, указывающими на количество или степень чего-либо. Эти выражения могут быть выражены числительными или словами, указывающими на степень или количество.
Примеры:
Үш кітапты оқыдым. (Я прочитал три книги.) «Үш» — числительное, указывающее на количество.
Ол өте жақсы оқиды. (Он учится очень хорошо.) «Өте» — наречие, указывающее на степень.
В казахском языке второстепенные члены предложения согласуются с главными членами по роду, числу и падежу. Особенно важное значение имеет правильное использование падежей и форм в зависимости от роли дополнения или обстоятельства в предложении.
Примеры:
Мен жаңа кітапты алдым. (Я купил новую книгу.) «Жаңа кітапты» — согласованное дополнение с существительным «кітап».
Ол үлкен үйде тұрады. (Он живёт в большом доме.) «Үлкен үйде» — согласованное обстоятельство с существительным «үй».
В казахском языке существуют конструкции, состоящие из нескольких слов, которые выполняют роль одного второстепенного члена предложения. Например, выражения, состоящие из прилагательного с существительным, или сочетания существительного и глагола могут работать как единое целое.
Примеры:
Бұл кітап оқу үшін өте қызықты. (Эта книга очень интересная для чтения.) «Оқу үшін» — сочетание существительного и глагола.
Адамдар бір-бірімен достасып, келісімге келді. (Люди подружились и пришли к соглашению.) «Бір-бірімен» и «келісімге» — сочетания с глаголами.
Таким образом, второстепенные члены предложения в казахском языке выполняют важную роль в уточнении или добавлении информации, они влияют на структуру предложения и взаимодействуют с основными членами.