Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненные предложения в казахском языке

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это тип предложения, состоящий из главного и зависимого (подчиненного) предложения. В таком предложении одно из предложений является главной частью, которая не может существовать без второго — подчиненного. Подчиненное предложение зависит от главного и расширяет или уточняет его смысл.

Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей:

  • Главное предложение — это предложение, которое может существовать независимо, оно передает основную информацию.
  • Подчиненное предложение — это часть, которая расширяет, уточняет или дополняет содержание главного предложения. Подчиненное предложение не может существовать без главного.

Пример:

  • Мен кітап оқыдым, өйткені мен бос болдым. (Я прочитал книгу, потому что я был свободен.) В данном примере “Мен кітап оқыдым” — главное предложение, а “өйткені мен бос болдым” — подчиненное.

2. Типы сложноподчиненных предложений

Сложноподчиненные предложения могут быть классифицированы по различным признакам. Одним из таких признаков является вид связи между предложениями, которая может быть выражена различными подчинительными союзами.

2.1. Причинно-следственные СПП

Подчиненное предложение в таких структурах указывает на причину действия, описанного в главном предложении.

Пример:

  • Ол ерте оянды, өйткені ол мектепке барады. (Он встал рано, потому что он идет в школу.)

Здесь подчиненное предложение объясняет, почему субъект совершает действие.

2.2. Условные СПП

Условное подчиненное предложение указывает на условие, при котором происходит действие, выраженное в главном предложении.

Пример:

  • Егер мен бос болсам, мен сендермен кетемін. (Если я буду свободен, я пойду с вами.)

В данном случае, подчиненное предложение указывает на условие, при котором может произойти действие в главной части.

2.3. Временные СПП

Подчиненное предложение в таких конструкциях выражает время, когда происходит действие главного предложения.

Пример:

  • Мен үйге келгенде, ол жұмыс жасап отырды. (Когда я пришел домой, он работал.)

Здесь подчиненное предложение указывает на время действия, которое происходило перед или одновременно с действием в главном предложении.

2.4. Целевые СПП

Цель действия, описанная в главном предложении, выражается в подчиненном предложении.

Пример:

  • Ол кітап оқиды, чтобы білім алу. (Он читает книгу, чтобы получить знания.)

В данном случае подчиненное предложение отвечает на вопрос «зачем?» и выражает цель, для достижения которой выполняется действие в главном предложении.

2.5. Сравнительные СПП

Сравнительное подчиненное предложение описывает степень сходства или различия между объектами или действиями в главном и подчиненном предложении.

Пример:

  • Ол мені жақсы көреді, сияқты мен оны жақсы көремін. (Он меня любит, как я его люблю.)

Подчиненное предложение уточняет, как именно происходит действие, описанное в главном предложении, в терминах сравнения.

3. Согласование и управление в сложноподчиненных предложениях

В сложноподчиненных предложениях, как и в других типах предложений, важную роль играют правила согласования и управления. В подчиненных предложениях часто наблюдается зависимость от главного предложения по роду, числу, падежу и другим синтаксическим признакам.

  • Согласование — это установление согласованности между словами в предложении по определенным признакам. Например, подчиненное предложение может требовать определенной формы существительного в главном предложении.

Пример:

  • Ол мені айтты, не үшін көмек көрсеткенімді. (Он сказал мне, почему он мне помог.)

В данном случае, форма существительного «көмек» согласована с предложением.

  • Управление — это связь между словами, при которой определенное слово требует конкретной формы другого слова. Например, глагол или существительное в главном предложении может требовать определенного падежа существительного в подчиненном предложении.

Пример:

  • Ол мені сұрады, неге ол жұмыс істемей отыр. (Он спросил меня, почему он не работает.)

Здесь глагол «сұрады» требует подчиненного предложения, которое объясняет причину действия.

4. Лексическая специфика подчинительных союзов

Подчинительные союзы играют ключевую роль в построении сложноподчиненных предложений, так как они связывают главное и подчиненное предложение. В казахском языке выделяют несколько типов подчинительных союзов.

4.1. Союзы, выражающие причинную связь:

  • себебі, өйткені, өйткені… сондықтан.

Пример: Мен ерте ұйықтадым, себебі мен шаршаған болатынмын. (Я рано лег спать, потому что был устал.)

4.2. Союзы, выражающие условие:

  • егер, болса.

Пример: Егер ол келсе, біз онымен сөйлесеміз. (Если он придет, мы поговорим с ним.)

4.3. Союзы, выражающие время:

  • кезде, соңғы, алғашқы.

Пример: Мен кітап оқыдым, кітаптың соңғы бетінде жаңа идея болды. (Я читал книгу, на последней странице книги была новая идея.)

4.4. Союзы, выражающие цель:

  • үшін, мақсатында.

Пример: Ол тестке дайындалу үшін кітап оқыды. (Он читал книгу, чтобы подготовиться к тесту.)

5. Интонация и пунктуация в сложноподчиненных предложениях

При написании сложноподчиненных предложений важно правильно ставить знаки препинания. В казахском языке, как и в русском, при наличии подчиненного предложения в сложноподчиненной конструкции, необходимо ставить запятую, если подчиненное предложение предшествует главному. Если подчиненное предложение идет после главного, то запятая не ставится.

Пример:

  • Мен үйге келдім, өйткені менің аяғым ауырды. (Я пришел домой, потому что у меня болела нога.)

Здесь запятая ставится, так как подчиненное предложение идет после главного.

В случае если подчиненное предложение идет после главного и тесно связано с ним, то запятая не ставится.

Пример:

  • Ол жұмыс істей береді өйткені оны жұмысы қызықтырады. (Он продолжает работать, потому что его работа интересует.)

6. Заключение

Сложноподчиненные предложения — это важный элемент синтаксиса казахского языка, обеспечивающий связь между идеями и предложениями. Они позволяют уточнять, объяснять, дополнять информацию, выражая различные виды отношений между частями предложения: причины, следствия, времени, условий и целей. Правильное использование сложноподчиненных предложений способствует четкости и ясности речи, а также помогает разнообразить конструкцию текста.