Законченное настоящее время (Παρακείμενος)

Παρακείμενος — это форма глагола в греческом языке, которая выражает завершенность действия в прошлом, но при этом имеет связь с настоящим. Оно используется для того, чтобы подчеркнуть, что действие завершилось в прошлом, но его результат или влияние ощущается в настоящем моменте. Формирование этого времени в греческом языке имеет особенности, отличающие его от других времен.

Формирование Παρακείμενος

Законченное настоящее время образуется с помощью основы глагола и вспомогательного глагола έχω (иметь), который употребляется в соответствующей форме. Важным моментом является то, что έχω не переводится как обычное “иметь” в данном контексте, а выполняет роль вспомогательного глагола.

  1. Основа глагола — это основная часть глагола без окончания.
  2. Глагол έχω — спрягается по лицам в настоящем времени (я имею, ты имеешь и т. д.).
  3. После этого к основе добавляется соответствующее окончание.

Пример:

  • Глагол γράφω (писать):

    • Я написал: Έχω γράψει.
    • Ты написал: Έχεις γράψει.

Употребление Παρακείμενος

Законченное настоящее время употребляется в следующих случаях:

  1. Завершённое действие с результатом в настоящем: Когда действие завершилось в прошлом, но его результат или последствия ощутимы в настоящем.

    Пример:

    • Έχω διαβάσει το βιβλίο (Я прочитал книгу) — подразумевается, что книга уже прочитана, но её содержание может быть актуально для разговора в настоящий момент.
  2. Действие, имеющее место в неопределённый момент в прошлом, но с ощущением его влияния в настоящем:

    Пример:

    • Έχουν πει ψέματα (Они сказали ложь) — не указано, когда именно, но ложь влияет на ситуацию в данный момент.
  3. Действие, начавшееся в прошлом, но продолжающееся в настоящем: В этом случае действие могло начаться в прошлом, но его результаты ощутимы или продолжаются до сих пор.

    Пример:

    • Έχω ζήσει στην Αθήνα για τρία χρόνια (Я жил в Афинах три года) — подчеркивается, что я начинал жить в Афинах в прошлом, и это имеет значение в настоящем.

Особенности образования

  1. Регулярные глаголы: Для образования формы Παρακείμενος используется стандартная схема:

    • Берётся основа глагола, добавляется форма глагола έχω в соответствующем лице. Пример:
    • γράφω (пишу) → Έχω γράψει (я написал).
    • λέγω (говорю) → Έχω πει (я сказал).
  2. Нерегулярные глаголы: Некоторые глаголы в греческом языке имеют неправильные формы, которые необходимо запомнить. Примеры:

    • είμαι (быть) → Έχω υπάρξει (я был).
    • πάω (идти) → Έχω πάει (я пошёл).

    Эти формы не всегда легко предсказуемы, и они должны быть выучены наизусть.

  3. Глаголы с изменением гласных: Некоторые глаголы в греческом языке требуют изменений гласных в основе при образовании формы Παρακείμενος. Например:

    • βλέπω (вижу) → Έχω δει (я видел).
    • τρώω (ем) → Έχω φάει (я ел).

Отличие от других времен

  1. Разница с простым настоящим (Ενεστώτας):

    • Время Ενεστώτας выражает действие, происходящее в настоящий момент или регулярно повторяющееся. Например: Διαβάζω το βιβλίο (Я читаю книгу).
    • Παρακείμενος же указывает на завершённость действия, а также на его актуальность или влияние на настоящий момент. Например: Έχω διαβάσει το βιβλίο (Я прочитал книгу), где акцент на завершенности действия.
  2. Разница с будущим временем (Μέλλοντας):

    • Время Μέλλοντας используется для обозначения действий, которые произойдут в будущем. Παρακείμενος же говорит о том, что действие завершилось в прошлом, но результат его виден или имеет значение в настоящем.
  3. Разница с аористом (Αόριστος):

    • Аорист (Αόριστος) также выражает завершённость действия в прошлом, но не имеет связи с настоящим. Например: Διάβασα το βιβλίο (Я прочитал книгу) — действие завершено в прошлом без акцента на его последствия в настоящем. В то время как Παρακείμενος выражает влияние прошлого действия на настоящее.

Примеры использования

  • Έχω δει αυτήν την ταινία (Я видел этот фильм) — акцент на том, что факт просмотра фильма имеет значение для разговора в настоящем.
  • Έχεις καταλάβει τι συνέβη; (Ты понял, что произошло?) — действие завершилось в прошлом, но важно, понимает ли собеседник сейчас, что произошло.
  • Έχουν φάει ήδη (Они уже поели) — акцент на завершённости действия, результат которого ощущается в настоящий момент.

Важные моменты:

  • Эмоциональная окраска: Παρακείμενος может быть использован, чтобы выразить эмоциональную окраску или важность события. Например, в вопросах:

    • Έχεις καταλάβει; — часто означает не просто “Ты понял?”, а “Ты, наконец, понял?”
  • Использование в вопросах и отрицаниях: В вопросах Παρακείμενος часто имеет более выразительное значение, чем простое настоящее время:

    • Έχεις δει αυτήν την ταινία; (Ты видел этот фильм?) — вопрос о знании факта.
    • Δεν έχω καταλάβει (Я не понял) — акцент на незавершенности понимания, несмотря на прошедшее время.

Заключение

Παρακείμενος — это важная и многозначная временная форма в греческом языке. Она позволяет передать не только завершенность действия, но и его связь с настоящим. Этот временной аспект отражает, насколько важно понимание контекста, когда речь идет о завершённых действиях, влияющих на текущие события.