Сильное склонение

Сильное склонение немецких существительных

Сильное склонение — одна из категорий склонения существительных в немецком языке, характерная для определённой группы существительных, прежде всего тех, что используются с определёнными артиклями, а также некоторых других категорий слов, например, с прилагательными. Сильное склонение включает все изменения существительного по падежам, числам и родам, при этом характерен для этого типа склонения определённый набор окончаний в зависимости от артикля и падежа.

Сильное склонение в немецком языке часто связано с наличием определённого артикля, а также с тем, что существительные, склоняемые по сильному типу, в отличие от слабого склонения, имеют окончания, которые варьируются в зависимости от рода, числа и падежа.

Существительные, склоняемые по сильному типу, всегда получают окончания в зависимости от рода (мужской, женский, средний) и падежа (именительный, родительный, дательный, винительный). Таким образом, склонение с сильным артиклем будет зависеть от сочетания этих факторов.

2. Мужской род

Существительные мужского рода в сильном склонении принимают следующие окончания:

  • Именительный падеж: если существительное употребляется с определённым артиклем der, то форма остаётся без изменений — der Lehrer (учитель).
  • Родительный падеж: артикль и окончание изменяются — des Lehrers (учителя).
  • Дательный падеж: артикль также меняется, а существительное получает окончание — dem Lehrer (учителю).
  • Винительный падеж: в винительном падеже существительное получает окончание, в зависимости от артикля — den Lehrer (учителя).

Пример:

  • der Lehrer (именительный)
  • des Lehrers (родительный)
  • dem Lehrer (дательный)
  • den Lehrer (винительный)

3. Женский род

Существительные женского рода в сильном склонении склоняются несколько проще, так как для всех падежей у существительных женского рода артикль остаётся одинаковым, а окончание меняется только в родительном и винительном падежах.

  • Именительный падеж: die Lehrerin (учительница).
  • Родительный падеж: der Lehrerin (учительницы).
  • Дательный падеж: der Lehrerin (учительнице).
  • Винительный падеж: die Lehrerin (учительницу).

Пример:

  • die Lehrerin (именительный)
  • der Lehrerin (родительный)
  • der Lehrerin (дательный)
  • die Lehrerin (винительный)

4. Средний род

Средний род в немецком языке имеет свои особенности склонения в зависимости от артикля и окончания.

  • Именительный падеж: das Kind (ребёнок).
  • Родительный падеж: des Kindes (ребёнка).
  • Дательный падеж: dem Kind (ребёнку).
  • Винительный падеж: das Kind (ребёнка).

Пример:

  • das Kind (именительный)
  • des Kindes (родительный)
  • dem Kind (дательный)
  • das Kind (винительный)

5. Сильное склонение при прилагательных

Сильное склонение также характерно для прилагательных, которые используются с определённым артиклем, а также в случаях, когда артикль отсутствует. При этом прилагательное в сочетаниях с артиклем получает окончания в зависимости от падежа и рода существительного, с которым оно согласуется.

Пример:

  • Именительный падеж: der gute Lehrer (хороший учитель), die gute Lehrerin (хорошая учительница), das gute Kind (хороший ребёнок).
  • Родительный падеж: des guten Lehrers (хорошего учителя), der guten Lehrerin (хорошей учительницы), des guten Kindes (хорошего ребёнка).
  • Дательный падеж: dem guten Lehrer (хорошему учителю), der guten Lehrerin (хорошей учительнице), dem guten Kind (хорошему ребёнку).
  • Винительный падеж: den guten Lehrer (хорошего учителя), die gute Lehrerin (хорошую учительницу), das gute Kind (хорошего ребёнка).

6. Нулевое склонение существительных

Некоторые существительные, особенно те, которые употребляются с нулевым артиклем (например, имена, географические названия), также склоняются по сильному типу. В этих случаях окончания изменяются, но артикль отсутствует.

Пример:

  • Именительный падеж: Goethe (Гёте).
  • Родительный падеж: Goethes (Гёте).
  • Дательный падеж: Goethe (Гёте).
  • Винительный падеж: Goethe (Гёте).

7. Особенности склонения с артиклем “ein”

С существительными, употребляемыми с неопределённым артиклем “ein”, склонение будет отличаться, особенно в родительном падеже.

Пример для мужского рода:

  • Именительный: ein Lehrer (учитель).
  • Родительный: eines Lehrers (учителя).
  • Дательный: einem Lehrer (учителю).
  • Винительный: einen Lehrer (учителя).

Пример для женского рода:

  • Именительный: eine Lehrerin (учительница).
  • Родительный: einer Lehrerin (учительницы).
  • Дательный: einer Lehrerin (учительнице).
  • Винительный: eine Lehrerin (учительницу).

8. Склонение существительных с числительными

Числительные, такие как “eins”, “zwei”, и т. д., также могут влиять на склонение существительных, сопровождая их в соответствующих падежах и числах.

Пример для числительного “zwei”:

  • Именительный: zwei Lehrer (два учителя).
  • Родительный: zweier Lehrer (двух учителей).
  • Дательный: zwei Lehrern (двум учителям).
  • Винительный: zwei Lehrer (два учителя).

9. Заключение

Сильное склонение в немецком языке представляет собой важную часть грамматики, которая требует от учащихся тщательного освоения изменений окончаний существительных и прилагательных. Понимание сильного склонения необходимо для правильного использования артиклей и склоняемых существительных в различных падежах.