Классификация глаголов

Глаголы являются одной из важнейших частей речи в немецком языке. Они обозначают действия, состояния или процессы и изменяются по лицам, числам, временам и наклонениям. В немецкой грамматике глаголы делятся на несколько типов, в зависимости от их грамматических особенностей. Ниже представлена основная классификация немецких глаголов.

1. Слабые глаголы (regelmäßige Verben)

Слабые глаголы образуют свои формы в различных временах по регулярным, заранее определённым правилам. В их основе лежит устоявшаяся система образования форм, без изменений корня. Эти глаголы склоняются по стандартной модели, то есть не изменяют корень, а добавляют окончания.

Пример:

  • machen (делать)

    • Präsens: ich mache, du machst, er/sie/es macht, wir machen, ihr macht, sie machen
    • Präteritum: ich machte, du machtest, er/sie/es machte, wir machten, ihr machtet, sie machten
    • Partizip II: gemacht

Слабые глаголы делятся на два подтипа:

  • Глаголы на -en: Beispiel (machen, lernen, arbeiten).
  • Глаголы на -ern: Beispiel (verändern, sammeln).

2. Сильные глаголы (unregelmäßige Verben)

Сильные глаголы в немецком языке образуют свои формы по нестандартным правилам. В отличие от слабых глаголов, они изменяют корень глагола в различных временных формах, особенно в претерите и в форме Partizip II.

Сильные глаголы изменяются по образцу чередования гласных в корне. Это явление называется Ablaut.

Пример:

  • sehen (видеть)

    • Präsens: ich sehe, du siehst, er/sie/es sieht, wir sehen, ihr seht, sie sehen
    • Präteritum: ich sah, du sahst, er/sie/es sah, wir sahen, ihr saht, sie sahen
    • Partizip II: gesehen

Типичные сильные глаголы:

  • Глаголы с чередованием гласных (sehen, gehen, kommen, essen, trinken).
  • Глаголы с нестандартной формой претерита и Partizip II.

3. Смешанные глаголы (gemischte Verben)

Смешанные глаголы представляют собой промежуточную категорию между слабыми и сильными глаголами. Эти глаголы в претерите изменяют корень, как сильные глаголы, но при этом используют стандартное окончание для образования форм, как слабые.

Пример:

  • denken (думать)

    • Präsens: ich denke, du denkst, er/sie/es denkt, wir denken, ihr denkt, sie denken
    • Präteritum: ich dachte, du dachtest, er/sie/es dachte, wir dachten, ihr dachtet, sie dachten
    • Partizip II: gedacht

Глаголы типа denken являются характерными примерами смешанных глаголов, поскольку в претерите они имеют чередование гласных, но с окончанием, характерным для слабых глаголов.

4. Модальные глаголы (modale Verben)

Модальные глаголы — это глаголы, которые служат для выражения модальности, то есть для указания на возможность, необходимость, желание или разрешение совершить какое-либо действие. Эти глаголы изменяются по лицам, но в отличие от обычных глаголов, они не употребляются с инфинитивами в качестве самостоятельных глаголов.

Модальные глаголы могут сочетаться с другим глаголом в инфинитиве, который выражает основное действие. Также стоит отметить, что модальные глаголы в немецком языке имеют нестандартные формы в разных временах и наклонениях.

Пример:

  • können (мочь)

    • Präsens: ich kann, du kannst, er/sie/es kann, wir können, ihr könnt, sie können
    • Präteritum: ich konnte, du konntest, er/sie/es konnte, wir konnten, ihr konntet, sie konnten
    • Partizip II: gekonnt

Основные модальные глаголы:

  • können (мочь),
  • müssen (должен),
  • dürfen (мочь, иметь право),
  • wollen (хотеть),
  • sollen (должен),
  • mögen (любить, нравиться).

5. Фразовые глаголы (Trennbare Verben)

Фразовые глаголы — это глаголы, которые состоят из двух или более частей, где одна из частей является приставкой. При использовании этих глаголов приставка может отделяться от основного глагола и перемещаться в конец предложения.

Пример:

  • aufstehen (вставать)

    • Präsens: ich stehe auf, du stehst auf, er/sie/es steht auf, wir stehen auf, ihr steht auf, sie stehen auf
    • Präteritum: ich stand auf, du standest auf, er/sie/es stand auf, wir standen auf, ihr standet auf, sie standen auf
    • Partizip II: aufgestanden

К числу фразовых глаголов относятся такие, как abfahren, anrufen, mitkommen и многие другие.

6. Непереходные глаголы (intransitive Verben)

Непереходные глаголы — это глаголы, которые не требуют прямого дополнения для того, чтобы передать полное значение. Эти глаголы могут обозначать действия, происходящие без направления на объект.

Пример:

  • schlafen (спать)

    • Präsens: ich schlafe, du schläfst, er/sie/es schläft, wir schlafen, ihr schlaft, sie schlafen
    • Präteritum: ich schlief, du schliefst, er/sie/es schlief, wir schliefen, ihr schlieft, sie schliefen
    • Partizip II: geschlafen

К непереходным глаголам относятся такие глаголы, как laufen (бежать), fliegen (летать), sterben (умереть), wachsen (расти).

7. Переходные глаголы (transitive Verben)

Переходные глаголы — это глаголы, которые требуют прямого дополнения, обозначающего объект действия. Эти глаголы не могут употребляться без дополнения, которое определяет, на кого или на что направлено действие.

Пример:

  • essen (есть)

    • Präsens: ich esse, du isst, er/sie/es isst, wir essen, ihr esst, sie essen
    • Präteritum: ich aß, du aßest, er/sie/es aß, wir aßen, ihr aßt, sie aßen
    • Partizip II: gegessen

Переходными глаголами являются такие, как sehen (видеть), lesen (читать), kaufen (покупать).

8. Глаголы с изменяемым значением (unbestimmte Verben)

Некоторые глаголы в зависимости от контекста могут менять свое значение. Такие глаголы могут быть как переходными, так и непереходными. Они приобретают различные оттенки смысла в зависимости от сочетания с другими словами или конструкции.

Пример:

  • gehen (идти) — в основном непереходный глагол.
  • gehen в сочетаниях как gehen auf (идти на), gehen zu (идти к).

Такие глаголы очень важны для понимания контекста и использования их в речи.


В немецком языке классификация глаголов играет ключевую роль в построении предложений и выражении различных грамматических значений. Правильное использование различных типов глаголов позволяет строить грамматически правильные и стилистически точные фразы, что крайне важно для эффективного общения.