Subjonctif plus-que-parfait (предпрошедшее сослагательное)

Subjonctif plus-que-parfait (предпрошедшее сослагательное) — это одно из времен сослагательного наклонения во французском языке, которое выражает действие, которое могло бы произойти в прошлом, если бы определенные условия были выполнены. Это время используется в сложных предложениях, где основное действие уже относится к прошедшему времени, а зависимое действие также происходит в прошлом, но предполагается, что оно могло бы произойти при других обстоятельствах.

Для того чтобы образовать это время, нужно использовать вспомогательные глаголы avoir или être в subjonctif imparfait (сослагательное несовершенное время), а затем добавить причастие прошедшего времени (participe passé) основного глагола.

1. Вспомогательные глаголы:

  • Avoir в Subjonctif imparfait:

    • que j’eusse
    • que tu eusses
    • qu’il/elle/on eût
    • que nous eussions
    • que vous eussiez
    • qu’ils/elles eussent
  • Être в Subjonctif imparfait:

    • que je fusse
    • que tu fusses
    • qu’il/elle/on fût
    • que nous fussions
    • que vous fussiez
    • qu’ils/elles fussent

2. Примеры формирования:

  • Avoir:

    • Si j’avais su cela, j’eusse agi différemment. (Если бы я знал это, я бы поступил иначе.)
  • Être:

    • Si elle était arrivée plus tôt, elle fût restée avec nous. (Если бы она приехала раньше, она бы осталась с нами.)

Употребление Subjonctif plus-que-parfait

Это время используется в сложных предложениях с союзами, требующими субжонктива, например: si (если), que (чтобы), bien que (хотя), à condition que (при условии, что) и других.

Условные предложения

Subjonctif plus-que-parfait часто встречается в условных предложениях, которые выражают гипотетические, нереализованные или невозможные ситуации в прошлом.

  • Si + Plus-que-parfait: Это конструкция используется для выражения гипотетической ситуации в прошлом, которая не имела места. Пример:

    • Si nous avions su qu’il pleuvrait, nous ne fîmes pas cette randonnée. (Если бы мы знали, что будет дождь, мы бы не пошли в поход.)

Желаемые или нежелательные действия

Также это время может использоваться для выражения желаемых или нежелательных действий в прошлом.

  • Il est dommage qu’ils n’aient pas pu venir. (Жаль, что они не могли прийти.)
  • Si seulement nous avions eu plus de temps, nous serions partis en vacances. (Если бы у нас было больше времени, мы бы уехали в отпуск.)

Эмоции и сомнения

Subjonctif plus-que-parfait также используется для выражения эмоций, сомнений или несоответствий в прошлом.

  • Je doute qu’ils aient compris ce que je voulais dire. (Я сомневаюсь, что они поняли, что я хотел сказать.)
  • Il était impossible que nous fussions partis si tôt. (Было невозможно, чтобы мы ушли так рано.)

Важные моменты

  1. Согласование времен: в предложениях с зависимыми глаголами, которые используют субжонктив, важно соблюдать правильное согласование времен. Использование subjonctif plus-que-parfait подразумевает, что основное действие также должно быть в прошлом, например в passé simple, imparfait или plus-que-parfait.

  2. Выбор вспомогательного глагола: для большинства глаголов используется вспомогательный глагол avoir, однако для некоторых глаголов, которые образуют прошедшее время с глаголом être (например, глаголы движения и состояния), также нужно использовать вспомогательное être в subjonctif imparfait.

  3. Невозможность использования в простых предложениях: Subjonctif plus-que-parfait употребляется только в сложных предложениях, то есть в предложениях с подчиненными частями, где основное предложение использует определенные глаголы или выражения, требующие использования субжонктива.

Примеры использования:

  • Si j’eusse su, je ne serais pas parti si tôt. (Если бы я знал, я бы не ушел так рано.)

  • Il aurait voulu que nous eussions plus de temps pour discuter. (Он бы хотел, чтобы у нас было больше времени для обсуждения.)

  • Bien qu’il fût fatigué, il continua à travailler. (Хотя он был устал, он продолжал работать.)

Заключение

Subjonctif plus-que-parfait — это форма сослагательного наклонения, используемая для выражения нереализованных действий в прошлом. Его образование требует использования вспомогательных глаголов в сослагательном наклонении и причастия прошедшего времени, а также соблюдения строгих правил согласования времен.