При изучении китайских иероглифов одной из основополагающих тем является правильный порядок черт. Китайские иероглифы, в отличие от буквенных алфавитов, состоят из множества черт, каждая из которых должна быть написана в строгом порядке. Этот порядок имеет несколько функций: облегчает запоминание иероглифов, способствует правильному и удобному написанию и помогает в их эстетической гармонии.
Слева направо: Основное правило заключается в том, что черты должны писаться слева направо. Это касается как вертикальных, так и горизонтальных элементов иероглифов. Например, в иероглифе “八” (bā, восемь) сначала пишется горизонтальная черта сверху, а затем две вертикальные черты снизу.
Сверху вниз: Черты должны писаться сверху вниз. Это правило особенно актуально для иероглифов, где встречаются элементы, которые можно разделить на верхнюю и нижнюю части. Например, в иероглифе “人” (rén, человек) сначала пишется верхняя черта, а потом нижняя.
Сначала вертикальные, затем горизонтальные черты: Если иероглиф содержит как вертикальные, так и горизонтальные черты, то вертикальные обычно пишутся первыми, а затем идут горизонтальные. Примером может служить иероглиф “十” (shí, десять), где вертикальная черта пишется первой, а затем идет горизонтальная.
Сначала внешние, потом внутренние элементы: Когда иероглиф имеет внешний контур и внутренние элементы, внешний контур пишется сначала, а внутренние — после. Например, в иероглифе “回” (huí, возвращение) сначала пишется внешний квадрат, а затем внутренний.
Иерархия по слою: При наличии иерархических элементов (например, два горизонтальных или вертикальных слоя), верхний слой пишется первым. В иероглифе “木” (mù, дерево) сначала пишется верхняя горизонтальная черта, а затем вертикальная.
Некоторые иероглифы содержат дополнительные особенности написания, и они требуют особого подхода:
Чертежные иероглифы (письмо по линии): В таких случаях, например, при написании иероглифов, которые включают в себя элемент в виде прямой линии или штриха, необходимо следовать правилу написания линий в одну сторону. Примером может служить иероглиф “工” (gōng, работа), где черта сначала пишется сверху вниз, а затем по горизонтали.
Закрытые иероглифы: Когда иероглиф представляет собой закрытую фигуру (например, “田”, tián — поле), можно следовать правилу сначала пишется внешняя оболочка, а затем внутреннее содержимое.
Повторение черт: В некоторых иероглифах одна и та же черта повторяется несколько раз. Например, иероглиф “米” (mǐ, рис) состоит из нескольких одинаковых черт. В таких случаях важным моментом является аккуратность и симметричность при повторении черт.
Иероглиф “永” (yǒng, вечность) – является одним из самых известных примеров для запоминания порядка черт, так как его порядок часто используется для тренировки письма.
Иероглиф “国” (guó, страна)
Особое внимание стоит уделить сочетаниям иероглифов с диакритическими знаками. Например, для иероглифов, содержащих элемент тоновой маркировки, существует определенный порядок применения этих знаков. Обычно они ставятся после основного иероглифа и следуют правилу слияния букв и тонов в китайском языке.
Правильный порядок черт также имеет важное значение для эстетической стороны китайской письменности. В традиционном китайском письме каллиграфия считается искусством, и соблюдение всех правил порядка черт важно не только с точки зрения функциональности, но и из-за его визуальной гармонии. Несоблюдение порядка черт может привести к небрежному написанию, и даже изменению формы иероглифа, что, в свою очередь, затруднит его восприятие и понимание.