Каталанский язык, как и многие другие романские языки, делит глаголы на три группы по типу окончания инфинитива. Одной из таких групп является первое спряжение, которое включает глаголы, оканчивающиеся на -ar в инфинитиве. Эта группа составляет наибольшее число глаголов в языке и играет ключевую роль в формировании многих базовых форм.
Глаголы первого спряжения в настоящем времени изменяются по лицам и числам согласно определённой модели. Важным моментом является то, что окончания глаголов изменяются в зависимости от лица субъекта.
Пример: глагол parlar (говорить)
Лицо | Окончание | Пример |
---|---|---|
1-е лицо ед. ч. | -o | jo parlo (я говорю) |
2-е лицо ед. ч. | -s | tu parles (ты говоришь) |
3-е лицо ед. ч. | -a | ell/ella parla (он/она говорит) |
1-е лицо мн. ч. | -em | nosaltres parlem (мы говорим) |
2-е лицо мн. ч. | -eu | vosaltres parleu (вы говорите) |
3-е лицо мн. ч. | -en | ells/elles parlen (они говорят) |
Примечание: Важно различать формы в зависимости от числа и лица. В каталанском языке, как и в других романских языках, существует различие между формами tu и vosaltres для второго лица. Tu используется в разговорной речи, тогда как vosaltres применяется в более официальных ситуациях или при обращении к группе людей.
В прошедшем времени (прошедшее совершённое время) для глаголов первого спряжения используется так называемая прошедшая форма (pretérito perfecto), которая образуется с помощью вспомогательного глагола haver в сочетании с причастием прошедшего времени.
Пример: глагол parlar (говорить)
Лицо | Окончание | Пример |
---|---|---|
1-е лицо ед. ч. | -at | jo he parlat (я говорил) |
2-е лицо ед. ч. | -at | tu has parlat (ты говорил) |
3-е лицо ед. ч. | -at | ell/ella ha parlat (он/она говорил) |
1-е лицо мн. ч. | -at | nosaltres hem parlat (мы говорили) |
2-е лицо мн. ч. | -at | vosaltres heu parlat (вы говорили) |
3-е лицо мн. ч. | -at | ells/elles han parlat (они говорили) |
Для образования будущего времени используется особая форма, которая почти идентична инфинитиву глагола. Будущее время строится с добавлением к инфинитиву соответствующих окончаний, которые изменяются в зависимости от лица и числа.
Пример: глагол parlar (говорить)
Лицо | Окончание | Пример |
---|---|---|
1-е лицо ед. ч. | -é | jo parlaré (я буду говорить) |
2-е лицо ед. ч. | -às | tu parlaràs (ты будешь говорить) |
3-е лицо ед. ч. | -à | ell/ella parlarà (он/она будет говорить) |
1-е лицо мн. ч. | -em | nosaltres parlarem (мы будем говорить) |
2-е лицо мн. ч. | -eu | vosaltres parlareu (вы будете говорить) |
3-е лицо мн. ч. | -an | ells/elles parlaran (они будут говорить) |
Это спряжение характеризуется тем, что окончания не зависят от гласных или согласных в основе глагола.
Условное наклонение в каталанском языке формируется с помощью окончания, которое присоединяется к инфинитиву глагола, подобно будущему времени. Однако в условном наклонении используются другие окончания.
Пример: глагол parlar (говорить)
Лицо | Окончание | Пример |
---|---|---|
1-е лицо ед. ч. | -aria | jo pararia (я бы говорил) |
2-е лицо ед. ч. | -aries | tu pararies (ты бы говорил) |
3-е лицо ед. ч. | -aria | ell/ella pararia (он/она бы говорил) |
1-е лицо мн. ч. | -aríem | nosaltres parlaríem (мы бы говорили) |
2-е лицо мн. ч. | -aríeu | vosaltres parlaríeu (вы бы говорили) |
3-е лицо мн. ч. | -arien | ells/elles parlarien (они бы говорили) |
Использование вспомогательных глаголов: Для образования форм перфекта, будущего времени и условного наклонения в каталанском языке часто используется вспомогательный глагол haver (иметь) или глагол ser (быть), что важно для правильного построения предложений.
Особенности диалектов: В некоторых каталанских диалектах могут встречаться небольшие различия в окончаниях, однако общие правила остаются универсальными.
Правила согласования: Как и в других романских языках, важно правильно согласовывать глаголы с подлежащими по числу и роду. Это особенно важно в сложных предложениях, где подлежащее и глагол могут располагаться далеко друг от друга.
Глаголы первого спряжения в каталанском языке являются основой для построения большинства глагольных форм. Правильное использование окончаний, а также понимание структуры спряжения помогут учащимся грамотно использовать глаголы в различных временных формах и наклонениях.