Отглагольные существительные

Отглагольные существительные в ассамском языке

Отглагольные существительные — это форма существительных, образованных от глагольных корней, которые обозначают действие, процесс или результат действия. В ассамском языке (অসমীয়া ভাষা), как и в других индоарийских языках, такие существительные играют важную роль в морфологии и синтаксисе, формируя мост между глагольной и именной системами.


Отглагольные существительные в ассамском языке обычно образуются при помощи суффиксов, присоединяемых к глагольной основе. Основные суффиксы:

  • -নি (-ni)
  • -নী (-nī)
  • -বৰ (-bor)
  • -অ (ɔ) или -ও (o)
  • -আনি (-ani)
  • -ৰো (ro)

Эти суффиксы варьируются в зависимости от глагольного корня и желаемого оттенка значения (действие, результат, способность и т.д.).

Примеры:

  • কৰা (kôra – «делать») → কৰনি (kôroni – «действие»)
  • লিখা (likhā – «писать») → লিখনী (likhonī – «почерк», «письмо»)
  • চিন্তা কৰা (cintā kôra – «думать») → চিন্তা (cintā – «мысль»)
  • চোৱা (cuwā – «смотреть») → চোৱা (cuwā – «взгляд», «наблюдение»)

Видно, что некоторые глагольные корни могут функционировать как существительные без добавления суффикса. Это особенно часто встречается при заимствованных или санскритских корнях.


2. Классификация отглагольных существительных

А. По значению:

  1. Собственно действия Обозначают сам процесс или акт действия. Примеры:

    • খেলা (khelā – «игра») от খেলা (khelā – «играть»)
    • চিন্তা (cintā – «мышление») от চিন্তা কৰা (cintā kôra – «думать»)
  2. Результат действия Выражают завершённое состояние или результат. Примеры:

    • নির্মাণ (nirmāṇ – «постройка») от নির্মাণ কৰা (nirmāṇ kôra – «строить»)
    • লিখনী (likhonī – «написание», «письмо»)
  3. Способность или качество Обозначают способность выполнять действие или характеризуют субъект. Примеры:

    • পাঠক (pāṭhok – «читающий», «читатель») от পঢ়া (pôṛhā – «читать»)

Б. По структуре:

  1. Простые Состоят только из глагольного корня и суффикса.

    • ধৰা (dhôrā – «схватывание»)
    • দেখা (dekhā – «видение»)
  2. Сложные и составные Включают более одного морфемного компонента.

    • অভিযোগ (abhijog – «жалоба») от অভি (приставка) + যোগ («связывать», «предъявлять»)

3. Употребление в синтаксисе

Отглагольные существительные могут выступать в роли подлежащего, дополнения, именной части сказуемого и других синтаксических позиций.

Примеры:

  • লিখা এটা শিল্প। Likhā eta xilpa. «Писание — это искусство.»

  • তেওঁৰ চিন্তা গভীৰ। Teõr cintā gobhīr. «Его мысль глубока.»

  • খেলা মোৰ প্ৰিয়। Khelā mūr priyo. «Игра мне нравится.»

Отглагольные существительные часто сопровождаются постпозициями и могут управлять дополнениями, как и обычные существительные:

  • মই লেখাৰ বিষয়ে ভাবিছো। Môi lekhār bisoye bhābhiço. «Я думаю о письме.»

4. Семантические особенности

Некоторые отглагольные существительные сохраняют тесную связь с глагольным значением, другие же со временем приобретают абстрактный или метафорический смысл.

Сравнение:

  • চিন্তা – «мысль» (очень близко к глаголу «думать»)
  • দর্শন (darshan) – «философия», «учение» (от «видеть», но со временем абстрагировалось)

Такая семантическая эволюция характерна для заимствованных из санскрита слов и понятий в научной или религиозной лексике.


5. Словообразовательные модели

В современном ассамском наблюдается продуктивность определённых моделей словообразования:

  • [Глагольный корень] + -নি / -নী → действие или результат

    • গাণি (gāni – «пение») ← গোৱা (guwā – «петь»)
  • [Глагольный корень] + -আনি / -আনি → результат или инструмент

    • তোলানি (tolani – «подъём», также инструмент для поднятия) ← তোলা (tolā – «поднимать»)
  • [Глагольный корень] без изменений → абстрактное значение

    • চোৱা (cuwā – «смотрение», «взгляд») ← চোৱা (cuwā – «смотреть»)

6. Заимствованные формы и влияние санскрита

Ассамский язык, как часть индоарийской семьи, унаследовал значительное количество отглагольных существительных из санскрита. Такие слова часто сохраняют более книжный или формальный оттенок.

Примеры:

  • উচ্চারণ (ucchāraṇ – «произношение») от सं. उच्चरन्
  • পঠন (pôṭhon – «чтение») от सं. पठन
  • জ্ঞান (gyān – «знание») от सं. ज्ञान

Такие существительные особенно распространены в формальном, философском, религиозном и академическом дискурсе.


7. Синтаксическая трансформация глагола в существительное

Ассамский язык допускает конверсию глагола в существительное без морфологических изменений, опираясь только на контекст и позицию в предложении. Это отражает аналитические тенденции языка.

Пример:

  • তেওঁ লেখে। — «Он пишет.»
  • লেখা উপযুক্ত। — «Писание уместно.»

Здесь লেখা формально совпадает с глагольной формой, но функционирует как существительное.


8. Закономерности согласования

Отглагольные существительные, будучи по грамматической природе существительными, согласуются с определителями, числительными, прилагательными и могут иметь падежные формы. При этом они сохраняют семантическую связь с глаголом, от которого образованы.

Пример:

  • এই লেখাটো ভাল। Ei lekhā-to bhāl. «Эта писанина хороша.»

9. Разграничение с герундиями и инфинитивами

Следует различать отглагольные существительные от неличных форм глагола — герундиев и инфинитивов. Отглагольные существительные принадлежат к именной категории и ведут себя как существительные во всех грамматических отношениях, тогда как герундии/инфинитивы сохраняют определённые глагольные свойства.

Пример сравнения:

  • লিখা ভাল। (lekhā bhāl) — «Писание хорошо» (отглагольное существительное)
  • লিখিবলই ভাল। (lekhibaloi bhāl) — «Хорошо писать» (инфинитив с частицей -লই)

Таким образом, отглагольные существительные в ассамском языке представляют собой активный и разнообразный слой лексики, сочетающий морфологическую продуктивность, семантическую гибкость и синтаксическую интеграцию.