Каузативные конструкции

Ассамский язык, принадлежащий к индоарийской группе, обладает уникальной грамматической структурой, в которой важную роль играют каузативные конструкции. Эти конструкции используются для выражения причинно-следственных отношений, когда одно действие становится причиной или поводом для другого действия. Каузативные формы в ассамском языке могут быть выражены как с помощью специальных глаголов, так и через использование морфологических средств.

Основные способы выражения каузативных конструкций

В ассамском языке существуют два основных способа образования каузативных конструкций:

  1. Использование каузативных глаголов.
  2. Использование морфологических суффиксов.
1. Каузативные глаголы

Один из самых распространённых способов формирования каузативных конструкций — это использование глаголов, которые сами по себе несут значение «причинить действие». Это может быть как самостоятельное слово, так и слово, которое образуется от корня основного глагола. Например:

  • দিয়া (diya) — «давать», দিয়া может использоваться в качестве каузатива, чтобы выразить действие, которое заставляет кого-то что-то делать: তেওঁক মিষ্টি দিয়া (teŋk misṭi diya) — «Он заставил её дать сладости».

Такие глаголы часто используются для создания конструкций, где субъект выполняет действие, заставляя кого-то другого выполнить аналогичное действие. В таких случаях главный субъект обычно выражается в номинативе (именительном падеже), а объект, на который направлено действие, — в объектном падеже.

2. Морфологические суффиксы

Ассамский язык также имеет богатую систему морфологических суффиксов, которые добавляются к корням глаголов для образования каузативных форм. Эти суффиксы преобразуют действие, выполняемое субъектом, в действие, которое вызывает какое-либо изменение у другого объекта или субъекта.

Суффикс -োৱা (-owa): Один из самых распространённых суффиксов для образования каузативных конструкций в ассамском языке — это суффикс -ওয়া (-owa). Он прикрепляется к глагольному корню и изменяет значение глагола на каузативный, то есть заставляет действие происходить не только от самого субъекта, но и воздействовать на другой объект.

Пример:

  • খোৱা (khoa) — «есть», с добавлением суффикса -ওয়া (-owa) получаем খোৱোৱা (khowowa) — «кормить». То есть, в то время как «есть» означает «есть самому», «кормить» означает «заставить кого-то есть».

Пример в предложении:

  • মই পোহন খোৱোৱা (Moi pohon khowowa) — «Я накормил животных».

Этот суффикс также используется для преобразования некоторых инкопорированных глаголов в каузативные, создавая возможность указать на действие, которое вызывает какое-либо изменение у объекта.

Суффикс -োৱা (-oa) для непереходных глаголов: Когда в предложении используются непереходные глаголы (например, «бежать», «плавать»), суффикс -োৱা (-oa) может быть добавлен для формирования каузативной конструкции. Это может означать «заставить кого-то делать что-то».

Пример:

  • দৌড়া (doura) — «бежать», с добавлением суффикса -োৱা (-oa) получаем দৌড়োৱা (douroa) — «заставить бегать».

В предложении:

  • তেওঁক দৌড়োৱাইছে (teŋk doroaise) — «Он заставил её бегать».
3. Использование вспомогательных глаголов

Ассамский язык также использует вспомогательные глаголы в каузативных конструкциях, что позволяет добавить дополнительный оттенок значения и выразить различные оттенки causality (причинности).

Пример:

  • কৰা (kora) — вспомогательный глагол, используемый для создания причастных форм, может сочетаться с основным глаголом, образуя более сложные каузативные структуры. С помощью этого глагола, например, выражается акт заставления или инициирования действия.

Пример в предложении:

  • মই তেখেতক পৰীক্ষা কৰাবলৈ দিছোঁ (Moi tekhetok porikha koraboloi disu) — «Я заставляю его сдавать экзамен».

Формы каузативных глаголов

В ассамском языке каузативные глаголы могут принимать различные формы в зависимости от контекста, времени и лица. Основные формы — это активная и пассивная формы. Активная форма используется для выражения действия, выполняемого субъектом, тогда как пассивная форма указывает на действие, которое выполняется на объекте, и результат, к которому оно приводит.

Активная форма: В активной форме каузативный глагол указывает на того, кто совершает действие. Например, в предложении তেওঁ মোক মিষ্টি খোৱাইছে (Teŋ mok misṭi khowaise) — «Он заставил меня съесть сладости», слово খোৱাইছে (khowaise) является каузативным в активной форме.

Пассивная форма: Пассивная форма используется, когда субъект не является инициатором действия, а скорее получает его в качестве результата. Например, সেই মিষ্টি খোৱা হৈছে (Sei misṭi khowa hoise) — «Эти сладости были съедены (кем-то)».

Согласование по времени и лицу

Каузативные глаголы в ассамском языке склоняются по времени и лицам, что является важным аспектом синтаксической структуры. Эти формы могут менять свою структуру в зависимости от времени действия (прошедшее, настоящее, будущее) и лица субъекта или объекта действия.

  • Настоящее время: используется основная форма глагола.
  • Прошедшее время: добавляются специфические окончания для прошедшего времени.
  • Будущее время: формируется через добавление вспомогательных глаголов или изменения корня.

Пример:

  • মই তেখেতক ৰাতিপুৱা পঢ়াইছোঁ (Moi tekhetok ratipuwa poraise) — «Я заставил его учиться утром» (прошедшее время).
  • মই তেখেতক ৰাতিপুৱা পঢ়াইব (Moi tekhetok ratipuwa poraib) — «Я заставлю его учиться утром» (будущее время).

Синонимия и вариативность

Каузативные конструкции в ассамском языке могут быть выражены не только с помощью глаголов с суффиксами или вспомогательных глаголов, но и с использованием синонимичных выражений. Например, глаголы কৰা (kora) и দিয়া (diya) могут быть использованы для передачи схожего значения, но с различиями в оттенках смысла.

Пример:

  • তেওঁক সপোন দেখাবলৈ দিছোঁ (Teŋk sopon dekhaboloi disu) — «Я заставляю его видеть сон».
  • তেওঁক সপোন দেখাইছোঁ (Teŋk sopon dekhaise) — «Я показываю ему сон (и он видит его, по сути, я инициирую действие)».

Такие различия в употреблении могут влиять на восприятие действия, подчеркивая или изменяя степень вовлеченности или контроля субъекта.

Заключение

Каузативные конструкции в ассамском языке играют ключевую роль в образовании причинно-следственных связей, выражая акты, когда одно действие является причиной другого. Гибкость языка позволяет создавать различные оттенки значений, в том числе через использование специализированных глаголов, суффиксов и вспомогательных форм.