Каузативные глаголы в ассамском языке
Ассамский язык, принадлежащий к восточной группе индоарийских языков, обладает характерной системой выражения каузативности — грамматического и лексического механизма, при помощи которого обозначается, что субъект вызывает действие, совершаемое другим лицом или объектом. Каузативность в ассамском реализуется как морфологически, так и лексически, с использованием суффиксов, вспомогательных глаголов, а также синтаксических конструкций.
Каузативные конструкции выражают ситуацию, в которой один участник (инициатор, каузатор) побуждает другого участника (исполнитель, каузативный агент) к совершению действия или изменению состояния. Например, в предложении “Он заставил мальчика читать книгу”, субъект не читает книгу сам, но инициирует это действие у другого.
Ассамский язык характеризуется богатой системой деривации каузативных глаголов с помощью суффиксов. Наиболее продуктивными являются следующие каузативные морфемы:
Нейтральный глагол | Каузативная форма | Значение |
---|---|---|
khā (есть) | khuwā | кормить |
boh (сидеть) | bohuwā | усаживать |
pāṭh (читать) | pāṭhowā | заставить читать |
ghum (спать) | ghumāowā | усыпить, уложить спать |
Формообразование сопровождается не только добавлением каузативного суффикса, но и морфонологическими изменениями корня, особенно если корень заканчивается на согласную или содержит долгую гласную.
Каузативная конструкция в ассамском языке, как правило, включает двух участников:
Здесь:
При необходимости можно также включить объект действия:
Ассамский язык позволяет выражать двойную каузацию — ситуацию, в которой субъект побуждает другого побуждать третьего к действию. Такая конструкция редко используется в разговорной речи, но возможна в письменной или литературной форме.
Здесь три уровня участия:
Некоторые глаголы не требуют морфологического изменения, так как в лексике языка присутствуют отдельные пары глаголов с каузативным и некаузативным значением. В таких случаях каузативный смысл выражается за счёт выбора другого глагола.
Некаузативный глагол | Каузативный глагол |
---|---|
mor (умереть) | mār (убить) |
soli jua (уйти) | pathā (отправить) |
gusi jua (исчезнуть) | gusi diyā (удалить) |
Лексические пары часто употребляются в речи без каузативного суффикса, и контраст между ними основывается на семантике, а не на грамматике.
При добавлении каузативного значения изменяется валентность глагола — количество обязательных участников действия. Это ключевая особенность каузативных конструкций.
Некаузативный глагол: субъект + глагол লʼৰাটো গʼল। (lɔrāto gol) — «Мальчик ушёл.»
Каузативный глагол: субъект + каузируемый агент + глагол মই লʼৰাটোকে পঠালোঁ। (moi lɔrātoke pɔṭhālõ) — «Я отправил мальчика.»
Таким образом, глагол приобретает новую валентность, и синтаксическая структура предложения усложняется.
Каузативные глаголы в ассамском согласуются по времени, аспекту и модальности так же, как и обычные глаголы, при этом сохраняется каузативная деривация.
Вспомогательные глаголы (dilõ, loi, thoi) могут сочетаться с каузативной конструкцией, уточняя аспект (завершённость, продолженность) или модальность (дозволение, приказ).
Каузативные конструкции используются не только для буквального выражения принуждения, но и в более мягких прагматических контекстах — просьба, совет, поручение. В таких случаях выбор между лексической и морфологической каузацией зависит от уровня вежливости и стилистической окраски.
তেওঁ মোক গছখন পানী দিবলৈ কʼলে। teõ mok gɔsəkhɔn pāni diboloi kole «Он попросил меня полить дерево.»
তেওঁ গছখন পানী দিব দিলে। teõ gɔsəkhɔn pāni dibo dile «Он позволил полить дерево.»
Различие между императивом, дозволением и косвенным воздействием реализуется в основном через выбор вспомогательного глагола и грамматическое оформление дополнений.
Отрицание в каузативной конструкции формируется с использованием отрицательной частицы নʼ / ন (no / na), как и в обычных глагольных формах. Однако важно учитывать порядок следования слов и согласование с каузативным суффиксом.
Здесь отрицание влияет на модальный глагол (nwārõ — «не могу»), а не на сам каузативный глагол напрямую.
Таким образом, каузативные конструкции в ассамском языке представляют собой важный аспект грамматической структуры, требующий комплексного подхода при изучении. Они демонстрируют тесную связь морфологии, синтаксиса и прагматики и играют ключевую роль в построении развернутых и экспрессивных высказываний.