Генетическая классификация ассамского языка
Ассамский язык (অসমীয়া, Ôxômiya) принадлежит к индоевропейской языковой семье, а точнее — к индоарийской ветви. Он является одним из восточных индоарийских языков и представляет собой важное звено в процессе языковой диффузии, развивавшейся на территории северо-восточной Индии. Язык распространён преимущественно в индийском штате Ассам, а также среди диаспорных общин в соседних регионах.
Индоевропейская языковая семья охватывает значительное число языков, распространённых от Индии до Европы. Ассамский язык входит в индоарийскую группу, которая, в свою очередь, является одной из основных ветвей индоиранской подсемьи. Наиболее близкими родственными языками в этой подгруппе являются:
Все эти языки сформировались в результате древнего миграционного и культурного движения ариев на индийский субконтинент, начавшегося, предположительно, во II тысячелетии до н. э.
Ассамский занимает особое положение среди восточных индоарийских языков, поскольку демонстрирует как типичные черты группы, так и ряд уникальных, отчасти результат длительного контакта с тибето-бирманскими и мон-кхмерскими языками, распространёнными в северо-восточной Индии.
Формирование ассамского языка восходит к пракритам восточной Индии — в частности, к магадхи пракриту, который существовал на территории древнего Магадхи (ныне — Бихар и прилегающие районы). Из магадхи пракрита возникли такие языки, как бенгальский, ория и ассамский. Постепенное отделение ассамского языка как самостоятельной единицы происходило приблизительно в VII–XII веках н. э., в процессе дифференциации восточных апабхрамша и формирования ранних форм разговорной и письменной речи.
Древнеассамский период (до XIV века) Язык в этот период ещё сохраняет архаичные черты апабхрамша и тесно связан с раннебенгальскими формами. Первые письменные памятники относятся к этому времени (например, надписи и ранние хроники — буранджи).
Среднеассамский период (XV–XVIII века) Происходит становление литературной нормы, усиление лексического заимствования из санскрита и влияние языков соседних народов. В этот период активно развивается поэтическая традиция (Шанкарадев и др.).
Современный ассамский (с XIX века) Язык приобретает стандартизированную форму, развивается печатная литература, словари и грамматики. Официальный статус и развитие образования способствуют кодификации языка.
Ассамский язык демонстрирует ряд типологических черт, сближающих его как с индоарийской традицией, так и с языками-неариями.
На основании диалектологических и исторических данных ассамский язык входит в восточную зону индоарийских языков. Эта зона включает:
Её отличительной чертой является:
Однако в отличие от более южных представителей зоны, ассамский сохраняет ряд собственных архаизмов и новообразований. Например, система местоимений в ассамском языке ближе к северо-восточной (маитхили–бходжпури) традиции, чем к бенгальской.
Ассамский язык признан одним из официальных языков Индии и основным языком штата Ассам. Он также включён в VIII Приложение Конституции Индии, что гарантирует его использование в образовании, административной и судебной сферах. Язык активно используется в средствах массовой информации, на телевидении, в интернете и в современной литературе.
С учётом его генетической принадлежности, исторического развития и контактных влияний, ассамский представляет собой яркий пример языкового синтеза в пределах индоарийской группы. Он свидетельствует о глубокой интеграции индоевропейского наследия и местной северо-восточной языковой среды.