Ассамская литература берёт своё начало с IX–XII веков, когда формировались первые образцы письменной традиции на древнеассамском языке (ранняя форма современного ассамского). Самые древние памятники литературы — это надписи и поэтические тексты на медных и каменных табличках, а также переводы религиозных санскритских текстов. В это время ассамский язык находился под сильным влиянием санскрита, и ранняя литература носила в основном религиозный и философский характер.
С XII века началось более широкое использование языка в литературе. Особенно важно значение периода вайшнавского движения, вдохновлённого святым и поэтом Шанкарадевой (1449–1568), который оказал колоссальное влияние на развитие литературного языка и жанров. Он писал не только религиозные гимны (барджавали), но и драмы, эпосы, переводы, сделав литературу доступной широкому кругу слушателей и читателей.
Средневековая ассамская литература представлена в основном религиозной поэзией и эпосами. Шанкарадев и его последователь Мадхавадев создавали произведения, предназначенные для театрального исполнения (анкия нат), что сделало литературу живым явлением, тесно связанным с народной культурой. Их творчество оказало влияние на всю последующую ассамскую литературу.
Другим важным направлением стала прозаическая литература в форме хроник — бурондзи. Эти хроники вели придворные писцы в Ахомском царстве (1228–1826), они охватывают важные события, политические и военные кампании, сведения о династиях, и являются важнейшими источниками для изучения истории региона.
XIX век стал переломным моментом в развитии ассамской литературы. После присоединения Ассама к Британской Индии и отмены монархии началось возрождение интереса к родному языку. В 1836 году ассамский был восстановлен в качестве языка образования и административного делопроизводства после периода доминирования бенгальского.
В этот период важную роль сыграл Хемчандра Бараа, чей вклад в развитие грамматики, лексикографии и стилистики языка считается фундаментальным. Он не только составлял словари, но и адаптировал западные литературные формы: роман, рассказ, эссе, статью. Ассамская литература в это время стала более светской и ориентированной на индивидуальный опыт, социальные проблемы, национальное самосознание.
С XX века начинается формирование современной ассамской литературной традиции, охватывающей разнообразие жанров и тем. Среди значимых авторов — Лакшми Нандан Бора, Индир Госвами (Mamoni Raisom Goswami), Арпана Паулик, Хомен Боргогохаин. Их творчество отличается социальной направленностью, философскими размышлениями, исследованием гендерной и этнической идентичности, критикой религиозного фанатизма и насилия.
Индир Госвами, лауреат премии Джнанпитх, особенно известна как писательница, осмыслявшая женский опыт, социальную несправедливость, проблему кастовой дискриминации. Её романы The Blue-Necked Braja и The Moth-Eaten Howdah of a Tusker стали знаковыми произведениями индийской феминистской прозы.
Лакшми Нандан Бора внёс значительный вклад в развитие научно-популярной литературы и романа как жанра. Его работы часто поднимают вопросы научной этики, экологии, религиозного плюрализма.
Важным элементом современной литературы является также развитие ассамской поэзии, как традиционной, так и экспериментальной. Поэты, такие как Нилимон Фукан, Анилу Бора, Самир Танка Чаудхури, вводят новые темы: урбанизм, кризис идентичности, постколониальные конфликты.
Ассамская литература охватывает широкий спектр жанров, многие из которых имеют глубокие корни в народной культуре и адаптированы к современности:
Фольклор занимает особое место в ассамской литературе. Сказки, пословицы, загадки, магические сказания, народные пьесы (например, Бхаона) формировали художественные коды и поэтику, которые остаются актуальными и сегодня. Даже в современной литературе часто можно встретить отголоски фольклорных мотивов и архетипов.
Фольклорные традиции Ассама, включая устные эпосы и ритуальные тексты, играют роль не только литературного, но и культурного архива — хранят историю народа, ценности, мировоззрение, социальную структуру.
Хотя литературная традиция в основном сложилась на стандартизированном западном диалекте ассамского языка, в литературном процессе участвуют также другие диалектные и этнические группы. Развиваются тексты на мишинском, камачийском, карби, бодо и других языках региона, создавая полифоничное литературное пространство.
Такое многоязычие, характерное для всего северо-востока Индии, делает ассамскую литературу пространством диалога, где встречаются различные этнокультурные и религиозные идентичности.
Ассамская литература признаётся на национальном уровне. Писатели удостаиваются премии Сахитья Академи, премии Джнанпитх, премии Падма Шри. Существует развитая сеть издательств, литературных журналов, литературных фестивалей. Ассамские университеты и исследовательские центры ведут активную работу по изучению и продвижению родной литературы.
Ключевую роль играют такие учреждения, как:
Ассамская литература — это динамичный культурный организм, сочетающий традицию и инновацию, местную специфику и универсальные гуманистические ценности.