Структура глагола (корень, префиксы, суффиксы)

Глагол в языке зулу представляет собой сложную морфологическую структуру, в которой сочетаются различные элементы, каждый из которых играет свою роль в образовании и изменении формы глагола. В этой главе мы рассмотрим основные компоненты глагола зулу, такие как корень, префиксы и суффиксы, и их функции.

1. Корень глагола

Корень является основной частью глагола и несет его основное лексическое значение. Корни в языке зулу часто односложные, но могут быть и многосложными. Они служат основой для образования всех форм глагола, к которым добавляются различные аффиксы для изменения значения, времени, наклонения, аспекта и других грамматических категорий.

Примеры:

  • -thanda — любить (корень глагола “любить”)
  • -funa — хотеть, желать (корень глагола “хотеть”)

2. Префиксы

Префиксы — это элементы, которые добавляются к началу корня и влияют на его значение. В языке зулу префиксы играют важную роль в образовании различных форм глаголов, а также в образовании глагольных классов (классов существительных, с которыми согласуются глаголы).

2.1. Префиксы субъектного класса

В языке зулу существует система префиксов, которые указывают на лицо и число субъекта действия (т.е. кто выполняет действие). Эти префиксы изменяются в зависимости от лица (я, ты, он/она/оно, мы, вы, они) и числа (единственное или множественное).

Примеры:

  • ngi- — я (ед. число)
  • u- — ты (ед. число)
  • u- — он/она/оно (ед. число)
  • si- — мы (мн. число)
  • ni- — вы (мн. число)
  • ba- — они (мн. число)

Пример использования:

  • ngithanda — я люблю
  • uthanda — ты любишь
  • bathanda — они любят

2.2. Префиксы объекта

В некоторых случаях глаголы в языке зулу могут иметь префиксы, указывающие на объект действия. Это необходимо для того, чтобы уточнить, на кого или что направлено действие.

Примеры:

  • um- — объект в единственном числе
  • aba- — объект во множественном числе

Пример использования:

  • ngimthanda — я его люблю (где um указывает на объект в единственном числе).
  • ngibathanda — я их люблю (где aba указывает на объект во множественном числе).

3. Суффиксы

Суффиксы в языке зулу добавляются к корню или префиксу и изменяют его значение, часто указывая на аспект действия, его завершенность, интенсивность, время или модальность.

3.1. Суффиксы для выражения аспекта

Аспект в языке зулу относится к представлению действия в его внутренней динамике, например, к его завершенности или продолжительности.

Пример суффиксов для аспекта:

  • -ile — совершенный аспект (действие завершено)
  • -a — несовершенный аспект (действие еще не завершено)

Пример использования:

  • uthandile — он/она любил(а) (действие завершено)
  • uthanda — он/она любит (действие продолжается)

3.2. Суффиксы для выражения времени

Время в языке зулу выражается с помощью суффиксов, которые добавляются к основе глагола для указания на временной момент действия.

Пример суффиксов для времени:

  • -e — прошедшее время
  • -a — настоящее время
  • -zo — будущее время

Пример использования:

  • uthande — он/она любил(а)
  • uthanda — он/она любит
  • uzothanda — он/она будет любить

3.3. Суффиксы для выражения модальности

Модальность выражает отношение говорящего к действию, например, возможность, обязательность или разрешение.

Примеры модальных суффиксов:

  • -nga — возможность (можно)
  • -za — обязанность (должен)

Пример использования:

  • ngithanda — я люблю (неопределенность)
  • ngizothanda — я буду любить (определенность)

3.4. Суффиксы для выражения интенсивности

Интенсивность действия в языке зулу может быть выражена с помощью суффиксов, которые усиливают значение глагола. Эти суффиксы используются для указания на более сильное или интенсивное действие.

Пример использования:

  • -dume — сильно делать
  • -ncane — делать что-то слабо или с минимальной интенсивностью

Пример:

  • -thanda (любить) — uthandane — сильно любить (интенсивность действия увеличена).

4. Согласование с существительными

В языке зулу глаголы должны согласовываться с существительными в предложении по классу и числу. Это согласование включает в себя как использование префиксов субъектных, так и объектных классов, о которых говорилось ранее.

Пример:

  • Ufundile (он учил) — согласование с классом субъекта “u-” (он).
  • Bafundile (они учили) — согласование с классом субъекта “ba-” (они).

Согласование в языке зулу влечет за собой важные изменения в форме глагола, что придает предложению дополнительную информацию о социальных и грамматических аспектах действия.

5. Сложные глаголы

В языке зулу часто встречаются сложные глаголы, состоящие из нескольких корней, которые комбинируются для выражения более сложных действий или состояний. Эти глаголы могут включать как несколько глагольных корней, так и вспомогательные элементы, которые модифицируют значение основного глагола.

Пример:

  • -phosa (бросать) + -bamba (ловить) → -phosabamba (бросать и ловить одновременно).

Эти формы могут быть получены путем комбинации глаголов и суффиксов, что позволяет выразить более сложные аспекты действия.

Заключение

Таким образом, глагол в языке зулу — это многокомпонентная структура, состоящая из корня, префиксов и суффиксов. Каждый из этих элементов имеет свою роль в образовании значения и формы глагола, что позволяет языку зулу передавать богатое разнообразие аспектов, времени, модальности и других грамматических категорий.