Согласование подлежащего и сказуемого

Язык зулу, как и большинство языков Бантус, характеризуется строгими правилами согласования подлежащего и сказуемого. Это включает согласование по числу, роду и классу существительных. В зулу существительные делятся на классы, и каждое из них имеет свой грамматический род. Сказуемое, в свою очередь, изменяется в зависимости от класса подлежащего. Разберемся более детально, как это происходит.

Система классов в языке зулу

Существенным для понимания грамматики языка зулу является знание его системы классов существительных. В языке зулу выделяется 15 классов, каждый из которых имеет свои собственные префиксы и влияет на согласование с другими частями речи. Например, для существительных мужского и женского рода, а также для объектов и абстракций, существуют разные грамматические формы. Классы существительных обычно обозначаются цифрами, начиная с 1.

Пример:

  1. Класс 1 (человек, живые существа):

    • umfana (мальчик) – umfana ufunda (мальчик учится)
    • umfazi (жена) – umfazi ufunda (жена учится)
  2. Класс 2 (множ. число для людей):

    • abafana (мальчики) – abafana bafunda (мальчики учат)
    • abazali (родители) – abazali bafunda (родители учат)
  3. Класс 3 (вещи и растения, а также некоторые животные):

    • umuthi (дерево) – umuthi ukhula (дерево растет)
  4. Класс 4 (множественное число вещей или объектов):

    • imithe (деревья) – imithe zikhula (деревья растут)

Согласование подлежащего и сказуемого основывается на этих классах и их префиксах.

Принципы согласования

  1. Согласование по числу В языке зулу форма сказуемого изменяется в зависимости от того, в каком числе находится подлежащее. Например, если подлежащее во множественном числе, то и сказуемое будет во множественном числе.

    Пример:

    • Umfana (мальчик) ufunda (учит) — подлежащее в ед. числе, сказуемое в ед. числе.
    • Abafana (мальчики) bafunda (учат) — подлежащее во мн. числе, сказуемое во мн. числе.
  2. Согласование по классу Каждому классу существительных соответствует определенная форма сказуемого. Сказуемое принимает форму, согласующуюся с классом подлежащего, что особенно важно при использовании личных местоимений.

    Пример:

    • Umfana (мальчик) ufunda (учит) — класс 1, форма сказуемого: “ufunda”
    • Abafana (мальчики) bafunda (учат) — класс 2, форма сказуемого: “bafunda”

    Важно заметить, что сказуемое имеет свою основу, которая может меняться в зависимости от класса и числа. Например, глагол “funda” (учить) изменяется в зависимости от числа (ед. или мн. число) и класса (класс 1, 2 и т.д.).

  3. Согласование по роду В языке зулу существует различие между мужским и женским родом, что также отражается на форме сказуемого. Однако это различие не так ярко выражено, как в европейских языках, поскольку грамматический род в зулу чаще всего совпадает с классом существительного, а не с его гендером.

    Пример:

    • Umfazi (жена) — umfazi ufunda (жена учит).
    • Umfana (мальчик) — umfana ufunda (мальчик учит).

    Несмотря на то, что оба подлежащих принадлежат к классу 1, глагол остается одинаковым, и различия между мужским и женским родом не влияют на глагольную форму.

  4. Согласование с отрицанием В языке зулу отрицание также требует соответствующего изменения формы сказуемого. Сказуемое принимает форму, согласующуюся с подлежащим, даже в отрицательных предложениях.

    Пример:

    • Umfana (мальчик) akafundi (не учит) — подлежащее в ед. числе, отрицательное сказуемое.
    • Abafana (мальчики) abakafundi (не учат) — подлежащее во мн. числе, отрицательное сказуемое.

Упрощение формы глаголов

В языке зулу существуют различные способы упрощения форм глаголов в зависимости от контекста. Например, при наличии вспомогательных глаголов или в вопросительных предложениях форма основного глагола может изменяться.

Пример:

  • Umfana (мальчик) ufunda (учит) — простое утверждение.
  • Ngabe umfana ufunda? (Учит ли мальчик?) — вопросительная форма с дополнительным вспомогательным словом ngabe.

Согласование в сложных предложениях

В сложных предложениях согласование подлежащего и сказуемого сохраняется, но оно может быть немного более сложным из-за наличия подчиненных предложений. В таких случаях согласование часто происходит по основному подлежащему, а не по подлежащему в подчиненном предложении.

Пример:

  • Umfana, ozohamba, ufunda (Мальчик, который пойдет, учит). В данном случае, несмотря на наличие подчиненного предложения, сказуемое согласуется с основным подлежащим umfana.

Заключение

Согласование подлежащего и сказуемого в языке зулу представляет собой важную часть грамматической структуры языка, обусловленную системой классов существительных. Каждое существительное в языке зулу связано с определенным классом, который влияет на форму сказуемого. Важно учитывать числовое, родовое и классное согласование при построении предложений, а также при использовании отрицания и вопросительных конструкций.