Язык зулу, как и большинство языков Бантус, характеризуется строгими правилами согласования подлежащего и сказуемого. Это включает согласование по числу, роду и классу существительных. В зулу существительные делятся на классы, и каждое из них имеет свой грамматический род. Сказуемое, в свою очередь, изменяется в зависимости от класса подлежащего. Разберемся более детально, как это происходит.
Существенным для понимания грамматики языка зулу является знание его системы классов существительных. В языке зулу выделяется 15 классов, каждый из которых имеет свои собственные префиксы и влияет на согласование с другими частями речи. Например, для существительных мужского и женского рода, а также для объектов и абстракций, существуют разные грамматические формы. Классы существительных обычно обозначаются цифрами, начиная с 1.
Пример:
Класс 1 (человек, живые существа):
Класс 2 (множ. число для людей):
Класс 3 (вещи и растения, а также некоторые животные):
Класс 4 (множественное число вещей или объектов):
Согласование подлежащего и сказуемого основывается на этих классах и их префиксах.
Согласование по числу В языке зулу форма сказуемого изменяется в зависимости от того, в каком числе находится подлежащее. Например, если подлежащее во множественном числе, то и сказуемое будет во множественном числе.
Пример:
Согласование по классу Каждому классу существительных соответствует определенная форма сказуемого. Сказуемое принимает форму, согласующуюся с классом подлежащего, что особенно важно при использовании личных местоимений.
Пример:
Важно заметить, что сказуемое имеет свою основу, которая может меняться в зависимости от класса и числа. Например, глагол “funda” (учить) изменяется в зависимости от числа (ед. или мн. число) и класса (класс 1, 2 и т.д.).
Согласование по роду В языке зулу существует различие между мужским и женским родом, что также отражается на форме сказуемого. Однако это различие не так ярко выражено, как в европейских языках, поскольку грамматический род в зулу чаще всего совпадает с классом существительного, а не с его гендером.
Пример:
Несмотря на то, что оба подлежащих принадлежат к классу 1, глагол остается одинаковым, и различия между мужским и женским родом не влияют на глагольную форму.
Согласование с отрицанием В языке зулу отрицание также требует соответствующего изменения формы сказуемого. Сказуемое принимает форму, согласующуюся с подлежащим, даже в отрицательных предложениях.
Пример:
В языке зулу существуют различные способы упрощения форм глаголов в зависимости от контекста. Например, при наличии вспомогательных глаголов или в вопросительных предложениях форма основного глагола может изменяться.
Пример:
В сложных предложениях согласование подлежащего и сказуемого сохраняется, но оно может быть немного более сложным из-за наличия подчиненных предложений. В таких случаях согласование часто происходит по основному подлежащему, а не по подлежащему в подчиненном предложении.
Пример:
Согласование подлежащего и сказуемого в языке зулу представляет собой важную часть грамматической структуры языка, обусловленную системой классов существительных. Каждое существительное в языке зулу связано с определенным классом, который влияет на форму сказуемого. Важно учитывать числовое, родовое и классное согласование при построении предложений, а также при использовании отрицания и вопросительных конструкций.