Сложноподчиненные предложения в языке зулу представляют собой конструкции, в которых одно предложение зависит от другого. Эти предложения могут включать в себя различные типы придаточных предложений: определительные, обстоятельственные и другие. В данной главе рассмотрим их структуру, функции и правила употребления.
Сложноподчиненные предложения в языке зулу состоят из главного предложения (главного элемента) и одного или нескольких зависимых (придаточных) предложений. Придаточные предложения не могут существовать независимо и требуют наличия главного предложения для полного смысла.
Придаточные определительные предложения в языке зулу служат для того, чтобы дать дополнительную информацию о существительном, на которое они ссылаются. Это предложение помогает уточнить или описать характеристики предмета.
Umfana okhulumayo uhamba ekhaya — «Мальчик, который говорит, идет домой».
Здесь придаточное предложение okhulumayo (который говорит) уточняет, какой именно мальчик идет домой.
Придаточные определительные часто начинаются с относительных местоимений или местоименных слов, таких как okukhuluma (который говорит), okuphila (который живет), owesifazane (женщина).
Придаточные обстоятельственные предложения описывают различные обстоятельства, связанные с действием в главном предложении. Эти обстоятельства могут касаться времени, причины, условия, следствия и других факторов.
Uma ngifika ekhaya, sizodla isidlo — «Когда я приеду домой, мы поедим».
Здесь придаточное предложение Uma ngifika ekhaya (когда я приеду домой) указывает на время действия.
Ngoba ubuhlungu, akakwazi ukufunda — «Поскольку болит, он не может учиться».
Здесь Ngoba ubuhlungu (поскольку болит) является причиной действия в главном предложении.
Uma uthanda, sizokuthumele — «Если ты захочешь, мы отправим тебе».
Здесь Uma uthanda (если ты захочешь) выражает условие, при котором действие в главном предложении будет выполнено.
Njengoba ufinyelele esikoleni, uzoba ngumphumelelo — «Как только он доберется до школы, он будет успешным».
Здесь Njengoba ufinyelele esikoleni (как только он доберется до школы) выражает следствие, которое наступит после действия главного предложения.
Придаточные дополнительные предложения дают дополнительную информацию, которая уточняет или поясняет информацию, уже представленную в главном предложении.
Uhambo luhlale luqhamuka ezinkathini ezinzima — «Поездка всегда сопровождается трудными временами».
Здесь придаточное предложение luhlale luqhamuka ezinkathini ezinzima (всегда сопровождается трудными временами) уточняет, что именно происходит в контексте поездки.
Придаточные предложения цели указывают на цель, ради которой совершается действие в главном предложении. Эти предложения часто начинаются с вводных слов, таких как ukuthi (что), ukuthi ukuze (чтобы).
Uhamba ngezinyawo ukuze afinyelele esikoleni — «Он идет пешком, чтобы добраться до школы».
Здесь ukuthi afinyelele esikoleni (чтобы добраться до школы) является целью, ради которой совершается действие в главном предложении.
В языке зулу для соединения главного и придаточного предложения используются различные союзы. В зависимости от типа придаточного предложения, союз может изменяться.
В языке зулу порядок слов в сложноподчиненных предложениях имеет свои особенности. Как правило, в простых предложениях порядок слов состоит из подлежащего + сказуемого + дополнения. В сложноподчиненных предложениях слово uma (если), ngoba (потому что), njengoba (как только) часто занимает первое место, а затем идет основное предложение.
Uma usuthandile, sizokuthumele — «Если ты будешь готов, мы тебе отправим».
Здесь придаточное предложение начинается с uma и идет перед главным предложением.
Иногда в сложноподчиненных предложениях могут встречаться двойные союзы, которые соединяют два придаточных предложения, уточняющих одно и то же действие.
Ngoba ufunile futhi ngifuna futhi, sizokuthumele — «Поскольку ты попросил и я тоже прошу, мы тебе отправим».
Здесь оба союза ngoba (поскольку) используются для соединения двух частей, указывающих на причину.
В языке зулу сложноподчиненные предложения играют важную роль в формировании сложных и многообразных высказываний. Понимание различных типов придаточных предложений и их структуры поможет более точно и выразительно передавать информацию, а также обеспечит лучшее владение языковыми конструкциями.