Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения в языке зулу (или izibizo ezibhekisela ekuphathelene nezinto) служат для выражения принадлежности объекта или действия субъекту. Эти местоимения изменяются в зависимости от класса существительного, к которому они относятся, что делает их употребление особенно интересным с точки зрения грамматики.

Система классов существительных

Прежде чем рассматривать притяжательные местоимения, необходимо понять систему классов существительных в языке зулу. В языке зулу существительные делятся на 18 классов, каждый из которых имеет свои особенности склонения. Например, существительные, относящиеся к первому классу, образуют формы с приставками, начинающимися на u-, в то время как существительные второго класса могут использовать приставку umu-.

Структура притяжательных местоимений

Притяжательные местоимения в языке зулу образуются с помощью определенных приставок, которые присоединяются к корню существительного. Эти приставки зависят от класса существительного и изменяются по числу (ед. и мн. число). Структура может выглядеть следующим образом:

  1. Единственное число (ед. ч.) – используется форма притяжательного местоимения для одного объекта.
  2. Множественное число (мн. ч.) – применяется, когда речь идет о нескольких объектах.

Пример для класса 1 (ед. ч.):

  • umuntu (человек) — притяжательное местоимение для 1-го класса будет: -ka.

    • umuntu wami — мой человек (мое лицо).
    • umuntu wakho — твой человек.

Пример для класса 2 (мн. ч.):

  • abantu (люди) — притяжательное местоимение для 2-го класса: -ka.

    • abantu bami — мои люди.
    • abantu bakho — твои люди.

Употребление притяжательных местоимений

Притяжательные местоимения часто используются для выражения принадлежности не только в прямом смысле (например, “мой дом”), но и в более широком контексте: когда нужно подчеркнуть связь между действующим лицом и объектом.

Притяжательные местоимения для разных классов существительных

Каждому классу существительных в языке зулу соответствует своя форма притяжательного местоимения. Вот основные формы для притяжательных местоимений для каждого класса существительных:

Класс 1 (умuntu — человек)

  • wami — мой/моя
  • wakho — твой/твоя
  • wakhe — его/её

Класс 2 (abantu — люди)

  • bami — мои
  • bakho — твои
  • bakhe — их

Класс 3 (umntwana — ребенок)

  • wami — мой/моя
  • wakho — твой/твоя
  • wakhe — его/её

Класс 4 (abantwana — дети)

  • bami — мои
  • bakho — твои
  • bakhe — их

Класс 5 (isinkwa — хлеб)

  • sami — мой
  • sakho — твой
  • sake — его/её

Класс 6 (izinkwa — хлеба)

  • zami — мои
  • zakho — твои
  • zake — их

Изменение по числу

Местоимения изменяются по числу, что важно учитывать при употреблении. В отличие от большинства европейских языков, где одно притяжательное местоимение может использоваться для всех чисел, в языке зулу форма местоимений меняется в зависимости от числа существительного.

  • Для существительных в единственном числе используются формы, такие как wami (мой), wakho (твой), wakhe (его, её).
  • Для существительных во множественном числе формы такие, как bami (мои), bakho (твои), bakhe (их).

Притяжательные местоимения с существительными, начинающимися на гласную

Когда существительное начинается на гласную букву, произношение притяжательного местоимения может изменяться для улучшения звучания. Например, вместо формы wami (мой), если существительное начинается с гласной, произносится wami без изменений, так как не происходит стечения гласных.

Важность контекста

В языке зулу притяжательные местоимения, как и многие другие элементы грамматики, очень зависят от контекста. Например, если употребляется форма -wami, она всегда будет означать “мой”, но важно учитывать, к какому существительному она относится и в каком контексте используется.

Упражнения для закрепления

  1. Переведите на зулу:

    • Мой дом
    • Твоя книга
    • Его школа
    • Наши друзья
  2. Составьте предложения с использованием притяжательных местоимений, меняя существительные в единственном и множественном числе.

  3. Практикуйтесь с употреблением притяжательных местоимений в диалогах.