Обращение к людям

Обращение к людям в языке зулу

Язык зулу (исибонга зулу) — это один из восточно-банту языков, который широко используется в Южной Африке. В нем, как и в других языках банту, существует особая система обращения, что является важным аспектом коммуникативной практики. Обращения к людям в языке зулу зависят от множества факторов, включая форму уважения, социальный статус, возраст собеседника и контекст общения. В этой главе рассматриваются основные принципы и формы обращения, а также их грамматические особенности.

  1. Уважительные формы обращения В языке зулу, как и в других банту языках, важно проявление уважения к собеседнику, особенно если он старше или занимает более высокое положение в обществе. На этом уровне построены особые формы обращения, которые отличаются от обычных форм глаголов и местоимений.

    Одной из наиболее распространенных форм является использование глаголов в уважительной форме. Например, вместо обычного глагола “фана” (идти), в уважительной форме будет “hamba” или “hamba kahle” (идти вежливо или уходить).

    В дополнение к глаголам, часто используются выражения, такие как Nkosi (господин) или Mkhulu (дедушка), когда обращаются к старшим. Эти формы могут служить как выражением уважения, так и формой почтения к старшему собеседнику.

  2. Формы обращения с использованием титулов В зулу часто используются различные титулы для выражения уважения или подчеркивания социального статуса собеседника. Титулы могут быть связаны с родовыми или социальными признаками, а также с возрастом. Например, титул uNkosana (молодой человек, принц) или uNdlovukazi (царица) могут использоваться в контексте обращения к значимым фигурам, старшим людям или важным участникам социальной жизни.

    Важно отметить, что титулы в языке зулу могут быть использованы не только в прямом общении, но и при создании титулованных форм в письменных обращениях, например, в официальных письмах или протоколах.

Использование местоимений

Местоимения в языке зулу играют ключевую роль в обращении. Они могут варьироваться в зависимости от того, к кому обращается говорящий, и от уровня формальности общения. Как и в других языках банту, местоимения изменяются по числу и классу существительных.

  1. Местоимения второго лица В языке зулу существует два основных способа обращения во втором лице: формальный и неформальный.

    • Неформальное обращение: u — используется для обращения к человеку, с которым говорящий находится на ты, или к младшему по возрасту.
    • Формальное обращение: ni — используется для вежливого обращения к группе людей или к одному человеку, когда хочется выразить уважение.

    Примеры:

    • Unjani? — Как ты? (неформальное)
    • Ninjani? — Как вы? (формальное, множественное число)

    Важно, что для выражения вежливости и уважения в языке зулу также могут использоваться формы третьего лица, например, uNkulunkulu (Господь) или uMkhulu (дедушка).

  2. Местоимения первого лица Местоимения первого лица (я, мы) также могут изменяться в зависимости от числа и уважительной формы. Например, местоимение ngiyena (я) может быть использовано в обычной беседе, в то время как singabantu (мы) имеет более уважительное значение.

Грамматические особенности обращения

  1. Согласование глаголов с местоимениями В языке зулу важно соблюдать согласование глаголов с местоимениями, особенно во втором лице. Это согласование влияет на форму глагола и может также влиять на тональность обращения. В случае обращения к старшему или более высокому статусу человеку, употребляются более уважительные формы глаголов.

    Примеры:

    • Uya hamba? — Ты идешь?
    • Nihamba? — Вы идете?

    Такие формы обращения демонстрируют уважение и грамотное использование языка.

  2. Уважительные формы при обращении к группе В случае обращения к группе людей используются формы множественного числа, которые в зулу всегда имеют специальное оформление в зависимости от уровня уважения. Пример:

    • Ni hamba kahle! — Пусть вы пойдете благополучно!
  3. Использование косвенных форм В зулу также существуют косвенные формы обращения, которые применяются для выражения уважения, например, через использование пассивной или непрямой формы глагола. Это позволяет более вежливо передавать информацию или просьбу. Пример:

    • Ngiyaxolisa. — Извините. (грубая форма)
    • Ngicela uxolo. — Прошу прощения. (вежливая форма)

Обращения в контексте разных социальных ролей

  1. Семейные и родственные отношения В зулу очень важны обращения в рамках семьи и родства. Здесь играет роль не только возраст, но и роль человека в семье. Например, uMama (мать), uBaba (отец), uNkosana (молодой человек или принц), uNdlovukazi (царица) — все эти формы имеют свой специфический оттенок и часто используются в контексте близких отношений.

  2. Обращения в контексте официальных ситуаций В официальной обстановке в зулу также используются формы обращения, подчеркивающие статус и роль собеседника. Здесь часто используются такие выражения, как uMnumzane (господин) или uNkosikazi (дама), чтобы продемонстрировать уважение и социальное положение собеседника.

Примеры различных ситуаций обращения

  • Неофициальное общение:

    • Ngiyaphila! Unjani? — Я в порядке! Как ты?
    • Siyaphuma! Hamba kahle! — Мы выходим! Иди осторожно!
  • Формальное общение:

    • Ngiyaxolisa, ngabe ninganginika amaminithi ambalwa? — Прошу прощения, не могли бы вы уделить мне несколько минут?
    • Ningathokozisa ukusiza umphakathi? — Могли бы вы помочь сообществу?

Заключение

Система обращения в языке зулу — это важная часть культурной и социальной жизни народа зулу. Язык отражает уважение и социальные нормы, что делает грамматические формы обращения важным элементом в межличностной коммуникации.