Классы имен существительных

Язык зулу, как и многие другие языки банту, имеет систему классов имен существительных. Это система, в рамках которой каждое существительное делится на определенные классы в зависимости от его грамматических особенностей, таких как род, число и форма. В языке зулу существует около 15 классов существительных, каждый из которых имеет свои правила для согласования с другими частями речи, такими как прилагательные, местоимения и глаголы.

Основные характеристики классов существительных

Классы существительных в зулу организованы по принципу сходства в морфологии. Каждый класс существительных в языке зулу имеет свою префиксальную часть, которая влияет на формы других слов, связанных с существительным, а также на его склонение и употребление в предложении.

Важным моментом является то, что класс существительного обычно зависит от его значения, а также от его грамматических характеристик (например, числа и рода). Следовательно, существуют специфические формы для единственного и множественного числа, а также для прямого и косвенного падежа.

Система классов в языке зулу

  1. Класс 1: Существительные, обозначающие людей (ед.ч.). Префикс: u-.

    • Пример: umuntu (человек)
    • Во множественном числе префикс изменяется на aba-, и форма существительного становится abantu (люди).
  2. Класс 2: Существительные, обозначающие людей (мн.ч.). Префикс: aba-.

    • Пример: abantu (люди)
    • В единственном числе они переходят в класс 1 с префиксом u-.
  3. Класс 3: Существительные, обозначающие растения, деревья, а также некоторые одушевленные существа. Префикс: u-.

    • Пример: umuthi (дерево)
    • Во множественном числе изменяется на imi-: imithi (деревья).
  4. Класс 4: Существительные, обозначающие растения, а также некоторые объекты и явления. Префикс: imi-.

    • Пример: imithi (деревья)
    • В единственном числе переходят в класс 3 с префиксом u-.
  5. Класс 5: Существительные, обозначающие предметы, часто связанные с абстракциями. Префикс: i-.

    • Пример: ibhuku (книга)
    • В множественном числе изменяется на iz-: izibhuku (книги).
  6. Класс 6: Существительные, связанные с абстракциями и животными. Префикс: ama-.

    • Пример: amafu (облака)
    • В единственном числе эти существительные переходят в класс 5 с префиксом i-.
  7. Класс 7: Существительные, обозначающие предметы, места, абстракции, а также некоторую группу животных. Префикс: u-.

    • Пример: umgwaqo (дорога)
    • Во множественном числе — iz-: izindlela (дороги).
  8. Класс 8: Существительные, связанные с местами, а также абстракциями. Префикс: izi-.

    • Пример: izinyoni (птицы)
    • В единственном числе — u-: unyoni (птица).
  9. Класс 9: Существительные, обозначающие живые существа, а также некоторые неодушевленные предметы. Префикс: in-.

    • Пример: inhlanzi (рыба)
    • В множественном числе — izin-: izinhlanzi (рыбы).
  10. Класс 10: Существительные, относящиеся к множественному числу существительных, часто абстрактного характера. Префикс: in-.

  • Пример: izinkanyezi (звезды)
  • В единственном числе — in-: inkanyezi (звезда).
  1. Класс 11: Существительные, обозначающие невообразимые или абстрактные понятия, также встречаются в контексте некоторых природных явлений. Префикс: u-.
  • Пример: umoya (ветер)
  • Во множественном числе изменяется на umoya (ветры).
  1. Класс 12: Существительные, обозначающие массовые или собирательные понятия. Префикс: izi-.
  • Пример: izinkomo (коровы)
  • В единственном числе — i-: inkomo (корова).
  1. Класс 13: Существительные, обозначающие абстрактные или природные явления. Префикс: u-.
  • Пример: umhlaba (земля)
  • В множественном числе — umhlaba (земли).
  1. Класс 14: Существительные, связанные с именами или названиями мест. Префикс: u-.
  • Пример: umzansi (юг)
  • В множественном числе — iz-.
  1. Класс 15: Существительные, связанные с краткими формами или географическими и научными понятиями. Префикс: i-.
  • Пример: indawo (место)
  • Во множественном числе изменяется на iz-: izindawo (места).

Грамматическое согласование

Одной из ключевых особенностей классов существительных в языке зулу является согласование других частей речи (прилагательных, местоимений, глаголов) с существительным по классу. Например, если существительное относится к классу 1, то и прилагательное, и местоимение, и глагол должны быть согласованы с ним.

Пример:

  • umuntu omuhle (хороший человек) — здесь прилагательное omuhle (хороший) согласуется с существительным umuntu (человек), которое относится к классу 1.

  • abantu abahle (хорошие люди) — прилагательное abhale согласуется с множественным числом существительного abantu (люди), которое относится к классу 2.

Это согласование происходит с помощью изменения префиксов и корней слов, что делает структуру языка более организованной и гибкой.

Заключение

Система классов существительных в языке зулу представляет собой один из самых ярких и уникальных аспектов грамматики. Она помогает упорядочить существительные по их значению и грамматическим характеристикам, а также служит основой для правильного согласования слов в предложении. Сложная система классов в языке зулу требует внимательного подхода к изучению, так как она влияет на большинство аспектов грамматики, от склонений до согласования с глаголами и прилагательными.