Сложноподчиненные предложения

Сложноподчинённое предложение (sammansatt mening) состоит из главного (главной) части, которая является самостоятельной и может стоять в изолированном виде, и зависимой части (подчинённой), которая является частью главного предложения и не может существовать самостоятельно. Подчинённые предложения соединяются с главным предложением с помощью подчинённых союзов, местоимений или союзных слов.

Сложноподчинённые предложения в шведском языке состоят минимум из двух частей:

  1. Главная часть – может быть полным предложением, которое не зависит от других.
  2. Подчинённая часть – часть предложения, которое связано с главным с помощью подчинённого союза, местоимения или союзного слова.

Пример:

  • Jag tror att han kommer att komma. (Я думаю, что он придет.) В этом примере “Jag tror” — главное предложение, а “att han kommer att komma” — подчинённое.

Подчинённые предложения в шведском языке

Подчинённые предложения делятся на несколько типов в зависимости от их функции в предложении:

  1. Изъяснительные предложения (subjektiv bisats) Эти предложения служат для выражения мнения, мысли, знания или утверждения. В шведском языке такие предложения часто начинаются с союза att (“что”).

    Пример:

    • Jag vet att du gillar den här boken. (Я знаю, что тебе нравится эта книга.)
  2. Вопросительные предложения (interrogativ bisats) Эти предложения употребляются для того, чтобы выразить прямой вопрос внутри сложноподчинённого предложения. В шведском языке используется союз om (если) или вопросительные слова, такие как vad (что), vem (кто), var (где).

    Пример:

    • Jag undrar om han kommer imorgon. (Я интересуюсь, придет ли он завтра.)
    • Jag frågade vad han ville ha. (Я спросил, что он хочет.)
  3. Условные предложения (konditionell bisats) Условные предложения используются для выражения условий, от которых зависит действие в главном предложении. В шведском языке чаще всего используется союз om (“если”).

    Пример:

    • Om det regnar, stannar vi hemma. (Если будет дождь, мы останемся дома.)
  4. Целевые предложения (final bisats) Эти предложения выражают цель или намерение. Они начинаются с союзов för att (для того чтобы), så att (так чтобы).

    Пример:

    • Jag studerar för att bli läkare. (Я учусь, чтобы стать врачом.)
  5. Причинные предложения (orsaks bisats) Эти предложения объясняют причину или основание для действия в главном предложении. Обычно они начинаются с союза för att (“потому что”), eftersom (“так как”).

    Пример:

    • Han gick hem eftersom han var trött. (Он пошел домой, потому что был устал.)
  6. Временные предложения (tids bisats) Эти предложения указывают на время, когда происходит действие. Они часто начинаются с союзов när (“когда”), medan (“пока”), efter att (“после того как”).

    Пример:

    • Vi ska äta när vi kommer hem. (Мы будем есть, когда придем домой.)

Порядок слов в сложноподчинённом предложении

В шведском языке порядок слов в сложноподчинённом предложении отличается от порядка слов в главном предложении. В подчинённом предложении обычно сохраняется порядок: субъект + глагол + дополнение. Однако важно отметить, что в подчинённом предложении глагол стоит на втором месте (порядок слов в подчинённом предложении всегда сохраняет “V2” принцип).

Пример:

  • Jag tycker att du är snäll. (Я считаю, что ты добрый.) В подчинённом предложении “att du är snäll” слово “är” стоит после подлежащего “du”.

Союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

  1. Союзы Союзы играют важную роль в соединении главного и подчинённого предложения. Вот несколько самых распространённых подчинённых союзов в шведском языке:

    • att — что (изъяснительное предложение)
    • om — если (условие)
    • eftersom — потому что (причина)
    • när — когда (время)
    • medan — пока (время)
    • förrän — до того как (время)
    • så att — так чтобы (цель)

    Пример: Jag sa att han inte borde komma. (Я сказал, что ему не следует приходить.)

  2. Союзные местоимения Союзные местоимения (что, кто, где и т. п.) также могут выступать в роли подчинённого союза, например:

    • vad — что
    • vem — кто
    • var — где
    • vilken — какой

    Пример: Jag vet inte var han är. (Я не знаю, где он.)

Инверсии в сложноподчинённых предложениях

В сложноподчинённом предложении инверсия (изменение порядка слов) происходит не так часто, как в главном предложении, но её можно встретить в случаях, когда важно подчеркнуть определённое слово.

Пример:

  • När vi kommer till Stockholm, ska vi besöka museet. (Когда мы приедем в Стокгольм, мы посетим музей.) В подчинённой части “När vi kommer till Stockholm” глагол “kommer” стоит после подлежащего, что соответствует нормальному порядку слов.

Сложноподчинённые предложения с несколькими подчинёнными частями

Иногда сложноподчинённое предложение может состоять не из одной, а из нескольких подчинённых частей, которые могут быть связаны как с главной частью, так и с другими подчинёнными предложениями.

Пример:

  • Jag tror att han kommer att komma om han kan. (Я думаю, что он придет, если сможет.) Здесь подчинённое предложение состоит из двух частей: “att han kommer att komma” и “om han kan”, связанных союзом om.

Сложноподчинённые предложения в шведском языке имеют разнообразные типы, каждый из которых играет свою роль в передаче информации. Правильное использование союзов и союзных слов помогает сделать речь более выразительной и точной.