Речевые акты в шведском языке

Речевые акты являются важной частью анализа языка, поскольку они помогают понять, как с помощью языка осуществляется общение, какие функции выполняют высказывания, и каким образом осуществляется взаимодействие между участниками общения. В шведском языке, как и в других германских языках, речевые акты могут быть различных типов, и их структура и использование тесно связаны с социальным контекстом, культурными особенностями и социальными ролями говорящих.

1. Классификация речевых актов

Речевые акты принято классифицировать по различным признакам. Одним из самых известных подходов является теория Джона Остина и Джона Серля, которые выделяли три основных типа речевых актов:

  • Локуториальный акт (eller locutionary act): акт произнесения фразы или слова.
  • Иллокутивный акт (eller illocutionary act): акт, который высказывание выполняет в контексте общения, то есть намерение говорящего.
  • Перлокутивный акт (eller perlocutionary act): акт воздействия на слушающего, результат, который высказывание оказывает на восприятие и поведение слушающего.

В шведском языке эти три аспекта также присутствуют и могут быть проиллюстрированы на различных примерах.

2. Иллокуторные акты в шведском языке

Иллокуторный акт связан с намерением говорящего. Он раскрывает, какой именно коммуникативной цели стремится достичь говорящий. В шведском языке выделяют несколько типов иллокуторных актов:

  • Асертивы (eller asserter): утверждения, которые говорят о состоянии дел в мире. Пример: “Det regnar.” (Идёт дождь).
  • Инструкции или директивы (eller directiver): акты, в которых говорящий просит или приказывает собеседнику выполнить что-то. Пример: “Kan du stänga fönstret?” (Ты можешь закрыть окно?).
  • Комиссивы (eller kommissiver): высказывания, в которых говорящий выражает намерение что-то сделать в будущем. Пример: “Jag ska köpa en bok.” (Я куплю книгу).
  • Экспрессивы (eller expressiver): выражение эмоций, чувств, состояний. Пример: “Vad tråkigt!” (Как грустно!).
  • Декларативы (eller deklarativer): высказывания, которые изменяют статус чего-либо в мире, то есть приводят к изменению состояния дел в зависимости от контекста. Пример: “Jag döper denna gata till Lilla Gatan.” (Я называю эту улицу Малой улицей).

Каждый из этих актов зависит от контекста и ситуации, в которой он используется. Шведский язык, как и другие языки, имеет гибкость в выборе формы высказывания для достижения желаемого эффекта.

3. Перлокутивные акты

Перлокутивный акт связан с реакцией слушающего, которая возникает в результате высказывания говорящего. Например, после высказывания “Det regnar.” слушающий может подумать, что нужно взять зонт, или решить остаться дома. В шведском языке перлокутивные акты тоже важны, поскольку они показывают, как произнесённые слова влияют на восприятие собеседника.

Перлокутивный акт может быть непреднамеренным, если, например, высказывание вызывает у собеседника эмоциональный отклик, который не был предсказуем с точки зрения говорящего. В другом случае, высказывание может быть направлено на то, чтобы изменить поведение или точку зрения собеседника.

4. Политесность в шведском языке

Политесность (или вежливость) играет важную роль в шведском языке, особенно при использовании директивных актов. В шведской культуре большое внимание уделяется уважению личного пространства и чувств собеседника. Для этого существует множество вежливых формулировок и средств смягчения высказываний:

  • Использование модальных глаголов: “Kan du hjälpa mig?” (Можешь ли ты помочь мне?).
  • Использование вежливых обращений: “Skulle du kunna…” (Не могли бы вы…).
  • Использование вопросительных форм, чтобы избежать приказов: “Skulle jag kunna få…” (Могу ли я получить…).

Важным аспектом является также использование неопределённых форм, чтобы смягчить тон высказывания: “Jag undrar om du…” (Я интересуюсь, не можешь ли ты…).

5. Контекстуальные особенности речевых актов

Как и в других языках, контекст является ключевым элементом в шведском языке для понимания правильности и смысла речевого акта. Важно учитывать не только грамматическую структуру высказывания, но и социальные нормы, культурные особенности, а также контекст общения (формальный или неформальный).

Пример 1: В контексте разговора между коллегами на работе, фраза “Kan du skicka mig rapporten?” (Можешь отправить мне отчёт?) будет восприниматься как обычная просьба. Однако в контексте общения с начальником, такая фраза может быть воспринята как командование.

Пример 2: В разговоре с близким другом можно использовать более неформальный стиль, например, “Ge mig den där boken.” (Дай мне ту книгу), в то время как с малознакомым человеком следует выбирать более вежливую форму, например, “Skulle du kunna ge mig den där boken?” (Не могли бы вы дать мне ту книгу?).

6. Динамика речевых актов в диалоге

В ходе общения речевые акты часто меняются и эволюционируют в зависимости от реакции собеседника. Один и тот же акт может быть истолкован по-разному в разных контекстах. Например, директивы в виде просьбы могут быть приняты как указания, если они произнесены с твёрдой интонацией или в специфическом контексте.

Шведский язык имеет ряд особенностей в использовании так называемых неформальных и формальных форм, которые зависят от степени знакомства между собеседниками, их социального статуса и контекста.

7. Речевые акты в письменной и устной речи

В письменной и устной речи шведского языка существует различие в использовании речевых актов. В устной речи речевые акты часто сопровождаются невербальными средствами: интонацией, жестами, мимикой, что помогает усиливать или ослаблять эффект высказывания.

В письменной речи структура речевых актов более формализована и часто зависит от жанра текста. Например, в официальных письмах используются более формальные формы обращения и просьб, в то время как в неформальных сообщениях, например, в электронных письмах или текстовых сообщениях, допустимы более расслабленные формулировки.


Речевые акты в шведском языке обеспечивают динамичное и многозначное общение, где внимание к контексту, вежливости и социальным нормам играет ключевую роль в эффективности общения.