Прилагательные, образованные от глаголов

Прилагательные, образованные от глаголов, являются важной частью системы прилагательных в шведском языке. Такие прилагательные обычно описывают состояния, результаты действий или свойства, которые напрямую связаны с глагольным значением. Они могут быть образованы с использованием различных суффиксов и часто употребляются для выражения качеств или характеристик, непосредственно вытекающих из действия.

В шведском языке существуют несколько способов образования прилагательных от глаголов. Основными являются:

  1. Суффиксы -ande и -ende

    Эти суффиксы используются для образования прилагательных, которые выражают продолжающееся действие или процесс. Суффикс -ande образует прилагательные от глаголов, указывающих на действие, которое происходит в данный момент или на регулярной основе. Суффикс -ende в большинстве случаев имеет схожее значение, но чаще используется в более формальных или книжных текстах.

    Примеры:

    • läsa (читать) → läsande (читающий)
    • skriva (писать) → skrivande (пишущий)
    • tala (говорить) → talande (говорящий)
  2. Суффиксы -ad, -ed, -en

    Суффиксы -ad, -ed и -en применяются для образования прилагательных, которые обозначают результат действия, то есть состояние, которое возникает после завершения действия. Эти прилагательные, как правило, указывают на завершенность или результативность действия.

    Примеры:

    • färdig (готовый) → от глагола färdiga (закончить)
    • trött (усталый) → от глагола trötta (утомить)
    • förlorad (потерянный) → от глагола förlora (потерять)
  3. Суффиксы -ig, -lig

    Суффиксы -ig и -lig образуют прилагательные, которые выражают склонность к выполнению действия или особенности, связанные с действием, олицетворяя его качества. Эти прилагательные имеют значение “обладающий каким-либо свойством”, часто обозначая устойчивые или повторяющиеся качества, связанные с глагольным значением.

    Примеры:

    • tålmodig (терпеливый) → от глагола tåla (терпеть)
    • rolig (забавный) → от глагола roa (развлекать)
    • nödvändig (необходимый) → от глагола nöda (нуждаться)
  4. Суффикс -bar

    Суффикс -bar используется для образования прилагательных, которые указывают на способность или возможность выполнения действия. Эти прилагательные часто обозначают, что действие или состояние могут быть осуществлены.

    Примеры:

    • läsbar (читаемый) → от глагола läsa (читать)
    • ätbar (съедобный) → от глагола äta (есть)
    • drickbar (питьевой) → от глагола dricka (пить)

Значение прилагательных, образованных от глаголов

  1. Описание состояния или процесса

    Прилагательные, образованные от глаголов с помощью суффиксов -ande и -ende, описывают состояние, связанное с действиями, которые происходят в данный момент времени или регулярно. Эти прилагательные могут использоваться для выражения характеристик субъектов, которые выполняют какое-либо действие.

    Примеры:

    • Han är en lärande person. (Он — обучающийся человек.)
    • Det är ett talande exempel. (Это наглядный пример.)
  2. Описание результата действия

    Прилагательные, образованные с использованием суффиксов -ad, -ed и -en, обычно обозначают результат завершенного действия. Эти прилагательные часто используются для описания состояния объектов или субъектов, которые подверглись какому-либо действию.

    Примеры:

    • En förlorad chans. (Потерянный шанс.)
    • En trött katt. (Усталая кошка.)
  3. Обозначение способности или возможности

    Суффикс -bar придает прилагательным значение возможности выполнения действия, что указывает на способность объекта или субъекта быть подвергнутым этому действию.

    Примеры:

    • En ätbar frukt. (Съедобный фрукт.)
    • En läsbar bok. (Читаемая книга.)

Употребление прилагательных, образованных от глаголов

Прилагательные, образованные от глаголов, активно используются в шведском языке и выполняют важную функцию в предложениях. Они могут быть использованы для описания людей, объектов, явлений или процессов, а также для выражения различных качеств и характеристик.

  1. В качестве определения

    Эти прилагательные часто служат для уточнения характеристик существительных и употребляются как определения.

    Примеры:

    • En intressant bok (Интересная книга)
    • En rolig film (Забавный фильм)
  2. Связь с глаголами

    Некоторые прилагательные, образованные от глаголов, могут быть использованы в сочетаниях с глаголами, например, для выражения действия или состояния.

    Примеры:

    • Jag är trött av att arbeta. (Я устал от работы.)
    • Han var förlorad i sina tankar. (Он был потерян в своих мыслях.)

Заключение

Прилагательные, образованные от глаголов, в шведском языке играют важную роль в выражении качеств, состояний и свойств, а также в описании действий и их результатов. Знание суффиксов и правил образования таких прилагательных помогает более точно передавать смысл и обогащать речь, делая ее более выразительной и разнообразной.