Подлежащее и способы его выражения

Подлежащее и способы его выражения в шведском языке

Подлежащее является основным членом предложения, который выражает субъект действия или состояния. В шведском языке подлежащее может быть выражено различными способами, что зависит от контекста, типа предложения и особенностей синтаксиса. В этой главе рассмотрим основные способы выражения подлежащего в шведском языке, его грамматические особенности и возможные вариации.

Наиболее распространенным способом выражения подлежащего является существительное. Подлежащее может быть как простым, так и сложным.

Пример простого подлежащего:

  • Hunden sover. — Собака спит.

Здесь подлежащее выражено существительным hunden (собака), и оно согласуется с глаголом sover (спит) в числе.

Пример сложного подлежащего:

  • Min vän och jag ska resa till Stockholm. — Мой друг и я поедем в Стокгольм.

В данном примере подлежащее выражено двумя существительными min vän (мой друг) и jag (я), соединенными союзом och (и).

2. Личное местоимение как подлежащее

Личные местоимения также могут быть подлежащими. В шведском языке они имеют форму, зависящую от лица и числа.

Пример:

  • Jag går till skolan. — Я иду в школу.
  • De pratar om vädret. — Они говорят о погоде.

В этих примерах подлежащее выражено местоимениями jag (я) и de (они).

3. Безличные конструкции

В шведском языке часто используются безличные конструкции, где подлежащее не указывает на конкретного субъекта действия. Это характерно для выражения времени, состояния погоды, явлений природы.

Пример:

  • Det regnar. — Идет дождь.
  • Det är kallt. — Холодно.

В этих случаях det (оно) выполняет роль формального подлежащего, в то время как реальный субъект действия отсутствует.

4. Неполные предложения с подлежащим

Иногда подлежащее в шведском предложении может быть опущено, особенно если оно очевидно из контекста.

Пример:

  • Kommer snart. — Скоро придет. (Подлежащее не указано, но оно подразумевается, скорее всего, это han, hon или de).

Такой тип конструкций чаще всего встречается в разговорной речи, когда участники беседы могут легко догадаться о смысле.

5. Инверсия подлежащего и сказуемого

Инверсия — это изменение обычного порядка слов в предложении, когда сказуемое ставится перед подлежащим. В шведском языке инверсия происходит в основном в вопросительных предложениях, а также после некоторых элементов, таких как наречия, вводные слова или частицы.

Пример инверсии в вопросительном предложении:

  • Kommer du? — Ты придешь?
  • Har hon sett filmen? — Она видела фильм?

Инверсия также используется в предложениях с безличным det.

Пример:

  • Det är bra. — Это хорошо.
  • Är det bra? — Это хорошо? (вопрос)

6. Подлежащее в пассивных предложениях

В пассивных конструкциях шведского языка подлежащее представлено не действующим лицом, а тем, на кого направлено действие. Глагол в пассиве обычно имеет форму с частицей bli (становиться) или с изменением глагола.

Пример:

  • Boken läses av många. — Книга читается многими.
  • Filmen blev sett av alla. — Фильм был увиден всеми.

В этих предложениях подлежащее обозначает не того, кто выполняет действие, а того, к кому оно направлено.

7. Множественное подлежащее

Когда в предложении несколько субъектов, подлежащее может быть выражено в форме множественного числа. В шведском языке множественное число существительного или местоимения подлежат изменению.

Пример:

  • Barnen leker i parken. — Дети играют в парке.
  • De har fått sina böcker. — Они получили свои книги.

В случае с местоимением de (они) в форме множественного числа глагол har (получили) также стоит во множественном числе.

8. Подлежащее в предложении с инверсией

В некоторых случаях подлежащее может перемещаться в конец предложения в зависимости от структуры и типа сказуемого.

Пример с инверсией после наречий времени:

  • I morgon kommer jag till festen. — Завтра я приду на вечеринку.
  • Idag regnar det. — Сегодня идет дождь.

Заключение

В шведском языке подлежащее может быть выражено множеством способов: существительным, местоимением, безличной конструкцией или в виде инверсии. Понимание различных форм и конструкций подлежащего важно для правильного построения предложений и адекватного восприятия языка в целом.