Настоящее время (presens)

Настоящее время (presens) в шведском языке

Настоящее время (presens) в шведском языке используется для выражения действия, происходящего в момент речи, а также для обозначения фактов, состояний или регулярных действий, происходящих в настоящем времени.

Образование настоящего времени

В шведском языке образование настоящего времени зависит от глагола и его спряжения. Существует два основных типа глаголов: слабые (регулярные) и сильные (нерегулярные).

Слабые глаголы в настоящем времени образуют форму, добавляя стандартное окончание. Существуют три группы слабых глаголов в зависимости от окончания инфинитива.

1.1. Глаголы с окончанием -a

Глаголы, заканчивающиеся на -a в инфинитиве, добавляют к основе глагола окончание -r.

Пример:

  • att tala (говорить) → talar (говорю)
  • att spela (играть) → spelar (играю)

1.2. Глаголы с окончанием -ra

Некоторые слабые глаголы заканчиваются на -ra в инфинитиве. В настоящем времени они также образуют форму с добавлением окончания -r.

Пример:

  • att lämna (покидать) → lämnar (покидаю)
  • att stänga (закрывать) → stänger (закрываю)

1.3. Глаголы с окончанием -en

Глаголы, заканчивающиеся на -en, в настоящем времени добавляют -r.

Пример:

  • att tända (зажигать) → tänder (зажигаю)
  • att hämta (забирать) → hämtar (забираю)

2. Сильные глаголы

Сильные глаголы изменяются в зависимости от гласных в основе, и они не следуют стандартной схеме добавления окончания -r. Для сильных глаголов характерна внутренняя изменчивость гласных в разных формах, включая настоящее время.

Пример:

  • att vara (быть) → är (есть)
  • att göra (делать) → gör (делаю)
  • att se (видеть) → ser (вижу)

3. Неправильные глаголы

Некоторые глаголы в шведском языке считаются неправильными, поскольку их спряжение не подчиняется стандартным правилам. Например:

  • att ha (иметь) → har (имею)
  • att gå (идти) → går (иду)

Особенности употребления настоящего времени

1. Действия, происходящие в момент речи

Настоящее время используется для выражения действий, которые происходят в данный момент.

Пример:

  • Jag talar svenska. (Я говорю на шведском.)

2. Общие факты и истины

Настоящее время также используется для обозначения общеизвестных фактов и истин.

Пример:

  • Vattnet kokar vid 100 grader Celsius. (Вода кипит при 100 градусах Цельсия.)

3. Регулярные или повторяющиеся действия

Настоящее время может обозначать действия, которые происходят регулярно, часто или всегда.

Пример:

  • Jag går till skolan varje dag. (Я хожу в школу каждый день.)
  • Vi äter middag klockan sex. (Мы ужинаем в шесть часов.)

4. События, происходящие в будущем

Иногда настоящее время используется для обозначения будущих событий, особенно в случае, если действие запланировано или известно, что оно состоится в будущем.

Пример:

  • Jag åker till Stockholm imorgon. (Я еду в Стокгольм завтра.)

5. Настоящее время в сочетаниях с другими временными формами

Настоящее время может сочетаться с другими формами времени для выражения действий, которые происходят регулярно или происходили в прошлом и продолжаются до настоящего времени.

Пример:

  • Jag har läst tre böcker. (Я прочитал три книги. – продолжается действие в прошлом и имеет связь с настоящим.)

Примечания

  1. В шведском языке отсутствуют формы настоящего времени для второго лица множественного числа (вы). Однако, в разговорной речи часто можно встретить такую форму, особенно в диалектах.

  2. Отрицание в настоящем времени выражается с помощью частицы “inte”, которая ставится после глагола.

Пример:

  • Jag gillar inte kaffe. (Я не люблю кофе.)
  • Hon spelar inte fotboll. (Она не играет в футбол.)

6. Особенности интонации

Интонация в шведском языке в настоящем времени помогает различать вопросы и утверждения. Вопросы образуются с повышением интонации в конце предложения.

Пример:

  • Du talar svenska. (Ты говоришь на шведском.) — утверждение
  • Talar du svenska? (Ты говоришь на шведском?) — вопрос

Заключение

Настоящее время (presens) в шведском языке является основным временем для выражения действий, происходящих в момент речи, фактов, состояний и регулярных действий. Образование настоящего времени зависит от типа глагола, его спряжения, а также контекста употребления, что делает этот аспект грамматики важным для овладения языком.