Многозначность фразовых глаголов

Фразовые глаголы в шведском языке представляют собой глаголы, состоящие из основного глагола и одной или нескольких частиц. Эти конструкции часто обладают многозначностью, где одно и то же сочетание глагола и частицы может иметь несколько разных значений в зависимости от контекста. Для изучающих язык важно понимать, как меняется значение фразового глагола, и какие способы употребления наиболее распространены.

Структура фразовых глаголов

Фразовый глагол обычно состоит из двух частей: основного глагола и частицы. Частица может быть наречием или предлогом. Основной глагол и частица могут быть разделены, если частицу можно выделить, или они могут образовывать единое непереводимое сочетание.

Пример:

  • ta av (снять) – фразовый глагол, где ta означает «брать», а av – «от». Вместе они означают «снять».

Частицы часто влияют на значение глагола, но в разных контекстах это значение может изменяться.

Основные типы многозначных фразовых глаголов

  1. Глаголы с буквальным и переносным значением

Некоторые фразовые глаголы могут использоваться как в буквальном, так и в переносном значении. Это означает, что в одном контексте они могут обозначать физическое действие, а в другом – абстрактное понятие.

Пример:

  • gå av: – Буквальное значение: «падать» или «отломаться» (например, о предмете: Stolen gick av när han satte sig – «Стул сломался, когда он сел»). – Переносное значение: «провалиться» (например, о плане: Planen gick av – «План провалился»).
  1. Глаголы с несколькими переносными значениями

Некоторые фразовые глаголы обладают множеством значений, в зависимости от того, в каком контексте они используются.

Пример:

  • sätta på: – В буквальном смысле означает «включить» (например, Sätt på TV:n – «Включи телевизор»). – В переносном смысле может означать «приступить к чему-то» (например, Sätt på arbetet – «Приступи к работе»). – Может также значить «наклеить» или «поставить» (например, Sätt på etiketten – «Приклей этикетку»).
  1. Глаголы с полным и частичным значением

Некоторые фразовые глаголы изменяют своё значение в зависимости от того, какой элемент фразы (глагол или частица) более значим в данном контексте. Частица может быть более важной, чем основной глагол.

Пример:

  • hålla på: – «заниматься чем-то» (например, Jag håller på att läsa – «Я занимаюсь чтением»). – В другом контексте может означать «продолжать делать» (например, Vi håller på att prata – «Мы продолжаем разговаривать»).

Как определить значение фразового глагола

  1. Анализ контекста Наиболее важным инструментом для понимания многозначности фразовых глаголов является контекст. Необходимо обращать внимание на слова, окружающие фразовый глагол, чтобы правильно интерпретировать его значение.

  2. Использование синонимов Зачастую многозначные фразовые глаголы имеют синонимы, которые помогают понять, какой именно смысл придается фразе в контексте.

Пример:

  • ge upp может означать «сдаваться» (например, Han gav upp kampen – «Он сдался в борьбе»), но также может означать «прекратить делать что-то» (например, Jag gav upp att försöka – «Я перестал пытаться»).
  1. Региональные различия Многозначность фразовых глаголов также может зависеть от региона. Разные части Швеции могут использовать одни и те же фразовые глаголы с различными оттенками значения.

Примеры распространенных многозначных фразовых глаголов

  • komma bort – Потеряться или не найти что-то (например, Jag kom bort från gruppen – «Я потерялся, отстал от группы»). – Быть забытым, исчезнуть из памяти (например, Låset kom bort – «Ключи исчезли»).

  • ta upp – Поднимать, брать что-то в руки (например, Ta upp boken från golvet – «Подними книгу с пола»). – Обсуждать что-то (например, Vi måste ta upp det här i mötet – «Нам нужно обсудить это на встрече»).

  • gå ut – Физически выходить на улицу (например, Han gick ut på gatan – «Он вышел на улицу»). – Завершать что-то, выходить из игры (например, Han gick ut ur spelet – «Он вышел из игры»).

Заключение

Многозначность фразовых глаголов является важной частью грамматики шведского языка и часто представляет собой трудность для изучающих. Однако с опытом и пониманием контекста, изучающие могут развить способность легко распознавать различные значения фразовых глаголов.