Безличные глаголы

Безличные глаголы — это особая категория глаголов, которые не требуют в предложении подлежащего. Они употребляются в предложениях, где действия или состояния не связаны с конкретным субъектом. В шведском языке такие глаголы играют важную роль и часто используются для выражения состояний, погоды, времени и различных явлений, которые не привязаны к определённому лицу.

Основное отличие безличных глаголов от личных заключается в том, что они не могут быть сопряжены с конкретным субъектом. То есть, для этих глаголов не существует форм с подлежащим, как это бывает в обычных предложениях.

Пример:

  • Det regnar — Идёт дождь. (буквально: Это дождит)
  • Det blåser — Дует ветер. (буквально: Это ветрит)

Здесь слово det (это) выполняет роль формального подлежащего, но оно не имеет конкретного референта и служит для выражения безличных действий.

Категории безличных глаголов

В шведском языке безличные глаголы можно разделить на несколько категорий в зависимости от их использования и контекста.

1. Глаголы, выражающие погодные явления

Безличные глаголы часто используются для описания погодных явлений, таких как дождь, снег, ветер, температура и другие природные явления.

Примеры:

  • Det snöar — Идёт снег.
  • Det regnar — Идёт дождь.
  • Det blåser — Дует ветер.
  • Det är kallt — Холодно.
  • Det är varmt — Тепло.

Эти выражения часто требуют конструкции с det как формальным подлежащим, а само явление выражается глаголом в форме настоящего времени.

2. Глаголы, описывающие состояния или действия, не имеющие конкретного субъекта

В эту категорию входят глаголы, которые описывают состояния или действия, связанные с временем или обстановкой, а не с конкретным человеком или объектом.

Примеры:

  • Det verkar — Кажется (что-то).
  • Det känns — Чувствуется (что-то).
  • Det låter — Звучит (что-то).
  • Det syns — Видно (что-то).

В этих предложениях действие или состояние не относится к конкретному субъекту, и глаголы выступают в безличной форме, а формальное подлежащее det служит для структуры предложения.

3. Глаголы, выражающие необходимость или вероятность

В этой категории безличных глаголов находятся те, которые выражают необходимость, вероятность или предположение, также часто с использованием конструкции det.

Примеры:

  • Det är nödvändigt — Это необходимо.
  • Det är möjligt — Это возможно.
  • Det verkar som om — Кажется, что…
  • Det är viktigt — Это важно.

Эти конструкции используются для выражения объективных обстоятельств или мнений, которые не зависят от субъекта.

4. Глаголы, связанные с временными условиями

Некоторые безличные глаголы могут также выражать состояния, связанные с временем, например, с временем суток.

Пример:

  • Det är sent — Уже поздно.
  • Det är tidigt — Рано.
  • Det var länge sedan — Давно прошло время.

Такие выражения не связаны с субъектом, а скорее отражают абстрактное представление о времени.

Грамматическая структура

Безличные глаголы в шведском языке часто используются в предложениях с конструкцией det как подлежащее. Это подлежащее не имеет реального значения и используется исключительно для грамматической структуры предложения. Глаголы при этом обычно стоят в форме третьего лица единственного числа.

Пример:

  • Det är svårt att förstå — Трудно понять.

В этом предложении глагол är (быть) используется в безличной конструкции с det, что выражает абстрактное состояние.

Согласование в предложении

В безличных конструкциях часто имеется определённая гибкость в согласовании глаголов с другими частями предложения. Например, глаголы verkar (кажется), lär (вероятно), bör (следует) часто сопровождаются инфинитивом.

Пример:

  • Det verkar vara en bra idé — Кажется, это хорошая идея.
  • Det lär vara sant — Вероятно, это правда.

Заключение

Безличные глаголы занимают важное место в грамматике шведского языка, поскольку они позволяют выразить множество идей и явлений, не требующих подлежащего. Они используют конструкцию det как формальное подлежащее и могут быть использованы в разных контекстах — от описания погоды до выражения абстрактных состояний и мнений. Важно понимать их функциональность и правильное использование для построения грамматически правильных предложений.