Типы синтаксических связей

Синтаксическая структура предложения в языке Шона определяется рядом грамматических отношений между его элементами. Эти отношения называются синтаксическими связями. В языке Шона существует несколько типов синтаксических связей, которые играют ключевую роль в построении предложения и выражении смыслов.

1. Связь подлежащего с сказуемым

Это одна из основных и наиболее частых синтаксических связей, которая выражает отношения между подлежащим (субъектом) и сказуемым (глаголом) в предложении. В языке Шона порядок слов в предложении, как правило, соблюдается в структуре SVO (Subject-Verb-Object), где глагол следует за подлежащим. Эта связь обозначает действия или состояния, которые происходят с субъектом.

Пример:

  • Mwana akatamba. (Ребёнок играет.) Здесь “mwana” (ребёнок) — подлежащее, а “akatamba” (играет) — сказуемое.

2. Связь между подлежащим и дополнительными членами предложения

Часто подлежащее в языке Шона связано с различными дополнительными членами предложения, такими как объект, обстоятельства, комплименты и прочее. Это выражается через синтаксическую связь между подлежащим и существительными или фразами, которые уточняют действия или обстоятельства.

Пример:

  • Mwana akatamba nechikoro. (Ребёнок играет в школе.) Здесь связь подлежащего “mwana” (ребёнок) с дополнительным членом “nechikoro” (в школе), который указывает место действия.

3. Связь между глаголом и объектом

Глагол в языке Шона часто сопровождается объектом, который отвечает на вопрос что? или кого?. Эта связь выражает объект действия и становится важным элементом структуры предложения. Объект может быть прямым или косвенным, в зависимости от значения глагола.

Пример:

  • Ndinoda mangwana. (Я хочу деньги.) Здесь “ndinoda” (хочу) — глагол, а “mangwana” (деньги) — прямой объект, отвечающий на вопрос “что?”.

4. Связь между сказуемым и дополнением

Дополнение, как правило, связывается с глаголом через различные наречия или существительные. Эта связь подчеркивает, где, когда, как или в какой степени происходит действие.

Пример:

  • Mwana akatamba nechikoro. (Ребёнок играет на улице.) Здесь наречие “nechikoro” добавляет информацию о месте действия.

5. Связь согласования

В языке Шона важной частью синтаксической структуры является согласование по числу и классу между существительными, прилагательными и глаголами. Это означает, что форма слова изменяется в зависимости от класса существительного или субъекта.

Пример:

  • Vana vakadzidza. (Дети учат.) В данном случае “vaka-” перед глаголом “dzidza” указывает на множественное число существительного “vane” (дети).

6. Связь через причастие

С помощью причастий в языке Шона образуются сложные синтаксические связи, где одно действие или состояние зависит от другого. Причастие в этих конструкциях служит связующим элементом между действиями.

Пример:

  • Akafa achifamba. (Он умер, шёл.) Здесь причастие “achifamba” (шёл) образует сложную связь с основным глаголом “akafa” (умер).

7. Связь с предлогами

Предлог в языке Шона играет важную роль в указании на отношения между существительным и другими частями предложения. Предлог часто используется для выражения направления, времени или места.

Пример:

  • Tiri kuenda kumusha. (Мы идем домой.) “Kuenda” (идти) — глагол, а “kumusha” (домой) — дополнение, указывающее на направление.

8. Согласование с отрицанием

Отрицательная форма глагола в языке Шона обычно вызывает изменение порядка слов или формы некоторых элементов предложения. Согласование с отрицанием важно для правильного выражения смысла.

Пример:

  • Handina kudzidza. (Я не учил.) Отрицание “handina” (я не) приводит к изменению формы глагола “kudzidza” в отрицательную форму.

9. Связь через вопросительные слова

В языке Шона существуют особые конструкции с вопросительными словами, которые устанавливают связь между вопросительным элементом и глаголом. Вопросительные слова могут быть предметом или обстоятельством, на которое направлен вопрос.

Пример:

  • Ndiani akauya? (Кто пришёл?) Здесь “ndiani” (кто) — вопросительное слово, а “akauya” (пришёл) — глагол.

10. Связь с союзами

В языке Шона часто используются союзы для соединения предложений или частей предложений. Эти союзы могут быть как сочинительными, так и подчинительными, и они необходимы для указания на отношение между действиями или состояниями.

Пример:

  • Mwana akatamba, zvino akadzidza. (Ребёнок играл, затем учился.) Союз “zvino” (затем) соединяет два действия, указывая на последовательность.

Таким образом, синтаксические связи в языке Шона многогранны и разнообразны, каждый тип связи играют важную роль в формировании структурных и смысловых отношений в предложении.