Образование множественного числа

Образование множественного числа в языке Шона

В языке Шона множественное число существительных образуется посредством изменения префиксов, которые соответствуют различным именным классам. Эти изменения связаны с морфологической системой классов, где каждая группа существительных имеет свой набор форм для единственного и множественного числа. Система именных классов в языке Шона играет ключевую роль в образовании множества грамматических форм, в том числе для существительных, прилагательных и глаголов.

Образование множественного числа в языке Шона часто требует добавления или изменения префикса, который соответствует определенному классу существительного. В языке Шона существует 18 именных классов, каждый из которых имеет свою особенность в образовании множественного числа. Рассмотрим основные правила для различных классов.

1.1. Классы 1 и 2

  • Класс 1 включает в себя существительные, которые обозначают людей и животные, обычно с живым началом.
  • Класс 2 включает существительные, которые обозначают людей во множественном числе.

Множественное число образуется путем замены префикса mu- на va-.

Пример:

  • mu-zhinji — человек (класс 1), va-zhinji — люди (класс 2)
  • mu-ana — ребенок, va-ana — дети

1.2. Классы 3 и 4

  • Класс 3 включает существительные, обозначающие растения и природные явления.
  • Класс 4 включает существительные, которые часто употребляются для обозначения предметов, связанных с природой, например, деревья и растения.

Множественное число формируется при помощи префикса ma-.

Пример:

  • mu-mvumo — дерево (класс 3), ma-mvumo — деревья (класс 4)
  • mu-nhumbi — цветок, ma-nhumbi — цветы

1.3. Классы 5 и 6

  • Класс 5 обычно включает в себя существительные, обозначающие предметы и явления, созданные человеком.
  • Класс 6 связан с существительными, обозначающими предметы, которые имеют отношение к категории множества.

В этих классах множественное число образуется путем добавления префикса ma-.

Пример:

  • chi-bhuku — книга (класс 5), ma-bhuku — книги (класс 6)
  • chi-doro — кружка, ma-doro — кружки

1.4. Классы 7 и 8

  • Класс 7 обычно включает существительные, относящиеся к небольшим или компактным предметам.
  • Класс 8 связан с множественными существительными, часто обозначающими группы.

Множественное число образуется при помощи префикса zi-.

Пример:

  • chi-nzvimbo — место (класс 7), zi-nzvimbo — места (класс 8)
  • chi-pfumo — нож, zi-pfumo — ножи

1.5. Классы 9 и 10

  • Классы 9 и 10 охватывают существительные, которые обозначают предметы или вещи, не имеющие живых характеристик. Эти существительные могут быть как одушевленными, так и неодушевленными.

Для образования множественного числа используется префикс ma-.

Пример:

  • mu-tumbi — машина (класс 9), ma-tumbi — машины (класс 10)
  • mu-ruva — цветок, ma-ruva — цветы

2. Использование редупликации для множественного числа

В языке Шона также применяется редупликация для обозначения множественности, особенно в контексте некоторых видов существительных. Редупликация представляет собой повторение основы существительного с небольшими изменениями, что добавляет значение множественности.

Пример:

  • musha — дом, musha-musha — дома
  • chikoro — школа, chikoro-chikoro — школы

3. Образование множественного числа с помощью изменения корня

Кроме префиксальных изменений и редупликации, в некоторых случаях для образования множественного числа применяется изменение корня существительного. Это явление встречается реже, но также имеет место в языке.

Пример:

  • nhamo — беда, mamho — беды
  • fuma — обман, fumha — обманы

4. Особенности образования множественного числа для одушевленных и неодушевленных существительных

Для одушевленных существительных, как правило, используется определенная система изменений в префиксах (например, mu- / va-, chi- / ma-). Неодушевленные существительные также следуют этой системе, но иногда образуют множественное число по-разному, что зависит от структуры и значения конкретного существительного.

Пример:

  • mu-zhinji (человек, класс 1), va-zhinji (люди, класс 2)
  • chi-bhuku (книга, класс 5), ma-bhuku (книги, класс 6)

5. Исключения и необычные случаи

В языке Шона существуют исключения и специфические случаи, которые не поддаются общей системе образования множественного числа. Эти исключения чаще всего относятся к существительным, которые изменяются как в классе, так и по внутренней структуре слова.

Пример:

  • mwana — ребенок, vana — дети (непростой переход)
  • chombo — инструмент, zvombo — инструменты

6. Влияние на глаголы и прилагательные

Изменение числа существительных в языке Шона также влияет на другие части речи, такие как глаголы и прилагательные. Например, при образовании множественного числа существительного в предложении глаголы и прилагательные также изменяются, чтобы согласовываться с новым числом.

Пример:

  • Murume akashanda — Мужчина работал.
  • Varume vakashanda — Мужчины работали.

Таким образом, система образования множественного числа в языке Шона является не только важным элементом грамматической структуры языка, но и определяет использование множества других грамматических форм, таких как согласование с прилагательными и глаголами.