Классы 5 и 6 (парные предметы, жидкости)

Классы 5 и 6 в языке Шона Парные предметы и жидкости

В языке Шона именные классы играют ключевую роль в грамматической структуре. Классы 5 и 6 представляют собой два тесно связанных класса, которые используются для обозначения парных предметов и жидкостей. Эти классы демонстрируют характерное различие в форме и употреблении, отражая специфические грамматические особенности.

Класс 5 в языке Шона используется для обозначения существительных, которые подразумевают предметы, имеющие пару или двустороннюю симметрию. Эти предметы часто воспринимаются как естественно существующие в паре. Примеры таких существительных включают предметы, которые традиционно имеют пару: обувь, очки, ножницы.

Примеры:

  • mukwende – обувь (пара обуви)
  • magirazi – очки (пара очков)
  • mapuranga – ножницы (пара ножниц)

Грамматически эти существительные характеризуются согласованием с глаголами и прилагательными, относящимися к этим предметам, в том числе через специфические формы префиксов, которые выражают принадлежность к классу 5.

Формы префиксов:

  • mu- (единственное число)
  • ma- (множественное число)

Примеры с использованием этих префиксов:

  • mu-kwenya (пара обуви)
  • ma-gadziko (парные предметы, например, очки)

Класс 5 характеризуется высокой степенью регулярности в образовании множественного числа, где префикс ma- применяется к существительным, образованным с использованием префикса mu- в единственном числе.

Класс 6: Жидкости

Класс 6 используется для обозначения жидкостей, как в общем, так и в частном смысле. Это могут быть как вещества, обладающие жидкой формой в любой ситуации, так и специальные виды жидкостей, такие как вода, молоко, масло, напитки.

Примеры:

  • mvura – вода
  • mukaka – молоко
  • mafuta – масло

В отличие от класса 5, где предметы рассматриваются как парные, класс 6 акцентирует внимание на физических состояниях веществ и их употреблении в различных формах.

Формы префиксов:

  • mu- (единственное число)
  • ma- (множественное число)

Существительные этого класса склоняются по аналогии с классом 5, но в отличие от него, множественное число этих слов выражается не через конкретную пару объектов, а через расширение понятия вещества, жидкости.

Грамматическое согласование

Для существительных классов 5 и 6 характерно согласование с прилагательными и глаголами через префиксы. Например, прилагательные и глаголы, которые используются с существительными этих классов, должны быть согласованы в роде и числе. Это согласование происходит через изменение глагольных форм и прилагательных, что характерно для агглютинативных языков, таких как Шона.

Пример согласования с прилагательными:

  • mu-kwenya kuru – большая обувь
  • ma-gadziko madiki – маленькие очки

Пример согласования с глаголами:

  • mu-kwenya kufamba – обувь ходит
  • ma-gadziko kubata – очки держат

Особенности употребления

Существует ряд особенностей употребления классов 5 и 6, особенно в контексте выделения различных видов существительных и их отношения к окружающему миру. Например, при описании жидкостей акцент делается на качестве и свойстве вещества, а не на его форме или наличии парности, как это происходит с предметами класса 5.

Жидкости в классах 5 и 6:

  • Некоторые жидкости, такие как mvura (вода) или mukaka (молоко), могут использоваться в разных контекстах, включая метафорическое или абстрактное значение.

Пример:

  • mvura yezvibereko (вода для урожая) – вода, которая способствует росту растений или использованию в сельском хозяйстве.

Заключение

Классы 5 и 6 в языке Шона помогают выразить значительные различия в грамматическом значении существительных, обозначающих парные предметы и жидкости. Эти классы играют важную роль в построении фраз и предложений, акцентируя внимание на сущности предметов и их характеристиках, будь то парность или физическое состояние (жидкость).