Классы 3 и 4 (деревья, растения)

Классы 3 и 4 языка Шона: деревья и растения

В языке Шона, как и в других бантуязычных языках, существительные делятся на классы, каждый из которых имеет свои грамматические особенности. Классы 3 и 4 относятся к категории существительных, обозначающих растения и деревья, а также объекты, имеющие отношение к этим явлениям.

Основные характеристики класса 3 Класс 3 включает существительные, обозначающие растения и деревья. Эти существительные часто обозначают не только сами растения, но и их части или связанные с ними явления. Например:

  • муханджа – дерево
  • мухоши – кустарник
  • мукува – стебель
  • мудзи – дерево с плодами

Существительные класса 3 имеют в единственном числе префикс му-. Во множественном числе они изменяются с помощью префикса ми-, образующего форму множественного числа.

Примеры:

  • муханджа (дерево) → миханджа (деревья)
  • мукува (стебель) → микува (стебли)

Морфология класса 3

  1. Согласование с глаголами: В классах 3 и 4 существуют определенные правила согласования существительных с глаголами. Например, глаголы с субъектом в классе 3 могут принимать форму с префиксом -a в зависимости от контекста:

    • муханджа (дерево) – муханджа a-rima (дерево растет).
  2. Отрицание: Отрицательная форма в классе 3 образуется с помощью префикса -ha:

    • муханджа ha-rimi (дерево не растет).
  3. Притяжательная форма: Для образования притяжательной формы в классе 3 используется префикс -ka:

    • муhанджа (дерево) → камуhанджа (его дерево).

Примеры использования в предложении:

  • Муханджа iri pedyo – Дерево растет рядом.
  • Мikuva iri mudenga – Стебель на дереве.

Класс 4

Основные характеристики класса 4 Класс 4 включает существительные, относящиеся к растениям и деревьям, но с более узким значением. Здесь присутствуют такие слова, как наименования различных видов растений или более абстрактные понятия, связанные с природой. Префикс этого класса — ми-, который в большинстве случаев используется для образования множества существительных.

Примеры существительных класса 4:

  • мишанджа – дерево
  • микува – растение
  • мидузу – кустарник

Во множественном числе они также принимают префикс ми-:

Примеры:

  • мишанджа (дерево) → мишанджа (деревья)
  • микува (растение) → микува (растения)

Морфология класса 4

  1. Согласование с глаголами: В отличие от класса 3, глаголы в классе 4 часто принимают форму с префиксом -yi:

    • мишанджа (дерево) → мишанджа yi-buda (деревья плодоносят).
  2. Отрицание: В классе 4 отрицательная форма также образуется с помощью префикса -ha:

    • мишанджа ha-budi (деревья не плодоносят).
  3. Притяжательная форма: Притяжательная форма в классе 4 образуется с использованием префикса -ka:

    • мишанджа (дерево) → камишанджа (его дерево).

Примеры использования в предложении:

  • Микува iri panyika – Растение на земле.
  • Мишанджа iri mundege – Дерево в лесу.

Сравнение классов 3 и 4

Оба класса — 3 и 4 — связаны с природой, но имеют некоторые различия:

  • Класс 3 преимущественно включает в себя индивидуальные объекты (деревья, кусты), тогда как класс 4 фокусируется на категориях и типах растений, а также на множественных объектах.
  • Формы в единственном числе классов 3 и 4 идентичны, однако их глагольное согласование и способы образования формы множественного числа имеют различия.

Примеры слов, относящихся к классам 3 и 4:

Класс 3:

  • муханджа – дерево
  • мукува – стебель
  • мудзи – дерево с плодами
  • муруку – банан

Класс 4:

  • мишанджа – деревья
  • микува – растения
  • мидузу – кустарники
  • мируку – бананы

Заключение

Классы 3 и 4 в языке Шона играют важную роль в грамматической структуре языка, классифицируя существительные, связанные с природой, деревьями и растениями. Хотя они имеют схожие особенности в формировании формы множественного числа и глагольных согласований, различия в значении и контексте использования придают каждому классу уникальные грамматические черты.