Классы 14, 15, 16, 17, 18 (абстрактные понятия, локативы)

В языке Шона классы 14–18 занимают особое место в грамматической структуре, так как они в основном используются для выражения абстрактных понятий и различных локативных значений. Эти классы служат для создания слов, которые обозначают концептуальные категории, такие как время, состояние, процесс, а также для выражения пространственных отношений. Рассмотрим каждый из них подробнее.


Класс 14: абстрактные существительные, связанные с процессами и состояниями

Класс 14 используется для формирования существительных, которые обозначают абстрактные процессы, состояния или действия, не имеющие конкретного физического воплощения. Эти слова часто имеют идею временной или условной природы.

Примеры:

  • kutenda — вера, верить
  • kufunga — мысль, думать
  • kudzidza — учеба, учить
  • kushanda — работа, трудиться

Морфологически такие существительные обычно имеют префикс ku- и могут сочетаться с различными суффиксами, которые уточняют значение (например, -nda для обозначения длительности или процесса).

Примеры с использованием:

  • Kutenda kwevanhu — Вера людей.
  • Kudzidza kwevana — Учеба детей.

Класс 15: абстрактные существительные, выражающие принципы, идеи и явления

Класс 15 продолжает тему абстракции, но фокусируется больше на универсальных понятиях, таких как идеи, принципы и явления, которые, тем не менее, могут влиять на реальный мир.

Примеры:

  • kuona — видение, видеть
  • kufara — радость, радоваться
  • kurwadziwa — боль, болеть

Слова этого класса также образуют существительные с префиксом ku-, но в отличие от класса 14, здесь акцент делается на концептуальные явления, часто не относящиеся к процессам, а скорее к статичному состоянию.

Примеры с использованием:

  • Kuona kwechokwadi — Истинное видение.
  • Kufara kwevana — Радость детей.

Класс 16: локативы, обозначающие место

Класс 16 используется для выражения пространственных значений, то есть для создания слов, которые обозначают местоположение или состояние объектов в пространстве. Эти слова часто включают в себя морфемы, указывающие на место, где происходят действия или где что-то находится.

Примеры:

  • kumusha — дома, в родном месте
  • kuchikamu — в части (в какой-то части чего-то)
  • pamusoro — наверху
  • pasi — внизу

Локативы этого класса часто используются с глаголами, чтобы обозначить местоположение действия. Пример:

  • Ndiri kumusha — Я дома.
  • Chikoro chiri pasi — Школа находится внизу.

Класс 17: локативы, указывающие на направление

Класс 17 используется для обозначения направления движения или ориентации, как пространственного, так и временного.

Примеры:

  • kuenda — идти (в направлении)
  • kudzoka — возвращаться
  • kupinda — входить
  • kubuda — выходить

Эти локативы чаще всего используются с глаголами движения, указывая на направление или переход из одного состояния в другое.

Примеры с использованием:

  • Tiri kuenda kumusha — Мы идем домой.
  • Vana vari kupinda mumba — Дети входят в дом.

Класс 18: локативы, обозначающие пространство или среду

Класс 18, как и класс 16, используется для выражения местоположения, но акцент здесь делается на более широкое, абстрактное пространство, где происходят действия или находятся объекты. Этот класс часто применим в описаниях ситуаций, где важен не конкретный объект, а общий контекст местоположения.

Примеры:

  • mudzimba — в домах
  • mumvura — в воде
  • muguta — в городе
  • mumhepo — в воздухе

Эти слова также используются для уточнения, где происходит действие, без жесткой привязки к конкретному объекту.

Примеры с использованием:

  • Kudzidzira mumvura — Учиться в воде.
  • Kudzokera muguta — Вернуться в город.

Особенности синтаксического использования

Для всех классов 14–18 характерна особенность их использования в предложении, особенно в сочетаниях с глаголами и прилагательными. Локативные формы этих классов тесно связаны с указанием на местоположение действия и могут модифицировать значение глагола, уточняя, где или как происходит действие.

  • С примерами глаголов движения: Kuenda — идти (в направлении), kupinda — входить, kudzoka — возвращаться.
  • С абстрактными существительными: Kudzidza (учеба), kufunga (мысль), kutenda (вера) могут быть сочетаны с предлогами, создавая комбинации, указывающие на место или состояние, в котором происходит действие.

Заключение

Классы 14–18 языка Шона занимают важное место в грамматической структуре языка, позволяя выражать не только абстрактные концепты, такие как идеи и состояния, но и пространственные отношения, указывая на местоположение или направление действия. Эти классы помогают создавать выразительные и точные высказывания, что делает язык Шона богатым и гибким для передачи как абстрактных, так и конкретных понятий.