В языке Шона классы 14–18 занимают особое место в грамматической структуре, так как они в основном используются для выражения абстрактных понятий и различных локативных значений. Эти классы служат для создания слов, которые обозначают концептуальные категории, такие как время, состояние, процесс, а также для выражения пространственных отношений. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Класс 14 используется для формирования существительных, которые обозначают абстрактные процессы, состояния или действия, не имеющие конкретного физического воплощения. Эти слова часто имеют идею временной или условной природы.
Примеры:
Морфологически такие существительные обычно имеют префикс ku- и могут сочетаться с различными суффиксами, которые уточняют значение (например, -nda для обозначения длительности или процесса).
Примеры с использованием:
Класс 15 продолжает тему абстракции, но фокусируется больше на универсальных понятиях, таких как идеи, принципы и явления, которые, тем не менее, могут влиять на реальный мир.
Примеры:
Слова этого класса также образуют существительные с префиксом ku-, но в отличие от класса 14, здесь акцент делается на концептуальные явления, часто не относящиеся к процессам, а скорее к статичному состоянию.
Примеры с использованием:
Класс 16 используется для выражения пространственных значений, то есть для создания слов, которые обозначают местоположение или состояние объектов в пространстве. Эти слова часто включают в себя морфемы, указывающие на место, где происходят действия или где что-то находится.
Примеры:
Локативы этого класса часто используются с глаголами, чтобы обозначить местоположение действия. Пример:
Класс 17 используется для обозначения направления движения или ориентации, как пространственного, так и временного.
Примеры:
Эти локативы чаще всего используются с глаголами движения, указывая на направление или переход из одного состояния в другое.
Примеры с использованием:
Класс 18, как и класс 16, используется для выражения местоположения, но акцент здесь делается на более широкое, абстрактное пространство, где происходят действия или находятся объекты. Этот класс часто применим в описаниях ситуаций, где важен не конкретный объект, а общий контекст местоположения.
Примеры:
Эти слова также используются для уточнения, где происходит действие, без жесткой привязки к конкретному объекту.
Примеры с использованием:
Для всех классов 14–18 характерна особенность их использования в предложении, особенно в сочетаниях с глаголами и прилагательными. Локативные формы этих классов тесно связаны с указанием на местоположение действия и могут модифицировать значение глагола, уточняя, где или как происходит действие.
Классы 14–18 языка Шона занимают важное место в грамматической структуре языка, позволяя выражать не только абстрактные концепты, такие как идеи и состояния, но и пространственные отношения, указывая на местоположение или направление действия. Эти классы помогают создавать выразительные и точные высказывания, что делает язык Шона богатым и гибким для передачи как абстрактных, так и конкретных понятий.