Классы 11, 12, 13 (абстрактные понятия, уменьшительные)

Язык Шона — это один из языков банту, где существительные подразделяются на классы, которые влияют на согласование в предложении. Классы 11, 12 и 13 занимают особое место в грамматике Шона, поскольку они касаются абстрактных понятий и уменьшительных форм. В этих классах основное внимание уделяется лексическим и грамматическим особенностям, связанным с абстракциями и уменьшениями, которые играют важную роль в образовании значений в языке.

Класс 11: Абстрактные понятия

Класс 11 в языке Шона используется для выражения абстрактных понятий, таких как состояния, качества, идеи и процессы. Существительные этого класса чаще всего обозначают невидимые или нефизические объекты. Примеры включают:

  • pfungwa (мысль, идея)
  • rudo (любовь)
  • chido (желание)
  • zvido (амбиции)

Грамматическая структура для существительных этого класса включает в себя префикс “chi-” или “zi-” в зависимости от числа.

Префиксы и согласование:

  • В единственном числе используется префикс chi-.

    • Пример: chido (желание), chakanaka (хорошее качество).
  • Во множественном числе используется префикс zi-.

    • Пример: zvido (желания), zvakanaka (хорошие качества).

Согласование с прилагательными и глаголами происходит согласно этим префиксам, и они сохраняют общую структуру в предложении.

Примеры предложений:

  • Chido changu chiri kukura. — Мое желание растет.
  • Zvido zvavo zvakasiyana. — Их желания разные.

Класс 12: Уменьшительные формы

Класс 12 в языке Шона связан с уменьшительными формами существительных. Существительные в этом классе обозначают уменьшенные, уменьшительно-ласкательные или деликатные объекты и явления. Это может касаться как размеров, так и эмоциональной окраски предметов или понятий.

Префиксы и их использование:

  • В единственном числе используется префикс “ki-”.

    • Пример: kitsi (маленькая собака), kikapu (маленькая корзина).
  • Во множественном числе используется префикс “zvi-”.

    • Пример: zvitsvitsi (маленькие собачки), zvikapu (маленькие корзины).

Эти префиксы используются для обозначения уменьшенных форм существительных, которые часто имеют ласкательный или менее значимый оттенок. Уменьшительная форма также может использоваться в контексте любящего обращения или уменьшенного значения.

Примеры предложений:

  • Kitsi rangu rakadzikira. — Моя маленькая собака уменьшилась (по размеру).
  • Zvikapu izvi zvakanaka. — Эти маленькие корзины красивые.

Класс 13: Абстрактные и общие понятия

Класс 13 в языке Шона используется для выражения абстрактных понятий, которые связаны с характеристиками, состояниями и действиями. Этот класс может быть также связан с выражением неопределенности или обобщений.

Префикс и его роль:

  • В единственном числе используется префикс “ku-”.

    • Пример: kudzidza (обучение), kubatsira (помощь).
  • В этом классе префикс также используется для образования инфинитивов от глаголов, которые указывают на общее действие или процесс.

Примеры предложений:

  • Kudzidza kwakakosha. — Обучение важно.
  • Kubatsira kwevanhu kwakakura. — Помощь людей была велика.

Этот класс используется для обозначения действий или состояний, которые могут быть обобщены или не привязаны к конкретному времени или лицу.

Важность классов 11, 12 и 13 в грамматике Шона

Каждый из этих классов играет ключевую роль в структуре языка Шона, обогащая его выражение абстрактных понятий, уменьшительных форм и общих действий. Это добавляет языковой гибкости и точности, позволяя легко манипулировать значениями в контексте. Важно, что префиксы, используемые в этих классах, влияют на согласование с глаголами, прилагательными и другими элементами предложения, что подчеркивает важность правильного использования этих классов в повседневной речи и письменности.

Особенно заметно использование классов 11 и 13 в философском и литературном контексте, где часто нужно оперировать абстрактными и обобщенными понятиями, в то время как класс 12 вносит эмоциональную окраску и умаляет значимость объектов, придавая выражениям более легкий или интимный оттенок.