Атрибутивные конструкции

Атрибутивные конструкции в языке Шона занимают важное место в грамматике и служат для связи существительных с их признаками, которые могут быть выражены прилагательными, существительными, числительными или даже предложениями. Они помогают детализировать, уточнять или выделять объект, о котором идет речь, придавая ему дополнительные характеристики. В языке Шона атрибутивные конструкции имеют особые синтаксические и морфологические особенности, которые стоит рассмотреть подробно.

Структура атрибутивных конструкций

Атрибутивные конструкции в языке Шона формируются на основе следующих компонентов:

  1. Модификатор (прилагательное или существительное) — элемент, который уточняет или детализирует основное существительное.
  2. Основное существительное — носитель атрибута, который уточняется или описывается.
  3. Коннектор — слово или морфема, связывающая модификатор и существительное.

Типичная структура атрибутивной конструкции выглядит так:

  • [Модификатор] + [Основное существительное]

Пример: mudzidzi mukuru (большой ученик) Здесь mudzidzi — существительное “ученик”, а mukuru — прилагательное “большой”, которое уточняет, что это старший или более взрослый ученик.

Использование прилагательных в атрибутивных конструкциях

Прилагательные в атрибутивных конструкциях языка Шона могут быть использованы для детализирования существительных по различным признакам, таким как размер, возраст, цвет, форма и другие характеристики. Эти прилагательные согласуются с существительным по классу (категории) и числу.

Пример:

  • musha mukuru (большой дом)
  • musha maduku (маленькие дома)

Здесь mukuru согласуется с существительным musha по классу, а maduku — по числу.

Атрибутивные конструкции с существительными

Атрибутивные конструкции с существительными в языке Шона часто используются для выражения более сложных понятий. Модификатор, выраженный существительным, может обозначать отношения, принадлежность, происхождение и другие характеристики.

Пример:

  • mudzidzi wechikoro (ученик школы)
  • bhuku remutambo (книга пьесы)

В этих примерах wechikoro и remutambo действуют как атрибуты, уточняющие принадлежность: “школьный” и “пьесы” соответственно.

Использование числительных в атрибутивных конструкциях

Числительные также могут быть частью атрибутивных конструкций, особенно когда нужно указать количество или порядок. В языке Шона существует особая грамматическая форма числительных для согласования с существительными по классу.

Пример:

  • vana vatatu (трое детей)
  • mabhuku mana (четыре книги)

Числительные vatatu и mana согласуются с существительными vana и mabhuku по числу и классу.

Атрибутивные конструкции с предложениями

Иногда атрибутивная конструкция может быть выражена целым предложением, которое уточняет основное существительное. В таком случае используется подчиненное предложение, которое выполняет функцию атрибута.

Пример:

  • musha wakavakwa nemadzibaba (дом, построенный отцом)
  • mudzidzi anofarira mabasa (ученик, который любит работу)

В этих примерах предложениями, являющимися атрибутами, добавляется дополнительная информация о субъекте.

Атрибутивные конструкции с глагольными существительными

Интересной особенностью языка Шона является возможность использования глагольных существительных в атрибутивных конструкциях. Эти существительные образуются от глаголов и выражают действия, события или процессы. В таких конструкциях глагольные существительные играют роль модификатора, который уточняет существительное.

Пример:

  • basa rekushanda (работа по труду)
  • mudzidzi wekuverenga (ученик, который читает)

Согласование атрибутивных конструкций по классу

Как уже упоминалось, важным аспектом при построении атрибутивных конструкций в языке Шона является согласование элементов конструкции по классу. В языке Шона существует система классов существительных, которая включает в себя более 20 классов. Каждый класс имеет свои собственные формы согласования для прилагательных, существительных и числительных.

Пример:

  • musha mukuru (большой дом) — класс 1/2
  • mabhuku makuru (большие книги) — класс 6

Это согласование наблюдается не только в формах прилагательных, но и в числительных, а также в некоторых случаях в глаголах, когда они используются в атрибутивных конструкциях.

Исключения и особенности

В языке Шона существуют исключения и особенности в построении атрибутивных конструкций. Например, когда в роли атрибута выступает существительное, связанное с определенным понятием, часто используются фиксированные формы, которые не всегда согласуются по классу.

Пример:

  • chikoro chepamusoro (высшая школа) — здесь chepamusoro не изменяется, несмотря на то, что “chikoro” относится к классу 7.

Аналогично, в случае с числительными, если они обозначают стандартное количество или порядок, форма атрибутивной конструкции может оставаться неизменной.

Заключение

Атрибутивные конструкции в языке Шона предоставляют гибкие и разнообразные средства для уточнения значений существительных. От прилагательных до предложений и глагольных существительных, эти конструкции позволяют детализировать объекты, придавая им различные характеристики. Понимание того, как строятся и используются атрибутивные конструкции, имеет важное значение для глубинного овладения грамматикой языка Шона.