Стилистические ресурсы морфологии в монгольском языке
Монгольский язык располагает широкими стилистическими возможностями в сфере морфологии, позволяющими носителям выразительно и разнообразно передавать информацию в разных коммуникативных ситуациях. Морфологические средства, выходящие за рамки чисто грамматического функционирования, активно участвуют в формировании экспрессивности, оценочности, эмоциональной окраски, а также выполняют стилистико-жанровую и социально-регистровую дифференциацию речи.
Морфология монгольского языка богата словообразовательными аффиксами, которые способны выполнять не только лексико-грамматическую, но и стилистическую функцию.
1. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Уменьшительно-ласкательные формы широко распространены как в
разговорной, так и в художественной речи. Суффиксы -хан,
-хэн, -цаа, -цоо,
-гүйхэн, -маархан и другие придают
существительным и глаголам оттенки ласковости, нежности, сочувствия или
иронии.
Примеры:
2. Усилительные и оценочные форманты
Суффиксы -том, -бай, -дуу,
-жиг, -шиг служат для выражения субъективной
оценки, степени проявления признака или действия. Они могут передавать
как восхищение, так и пренебрежение.
Примеры:
1. Альтернативные формы аффиксов времени и наклонения
В монгольском языке одна и та же грамматическая категория может выражаться несколькими морфологическими средствами, различающимися по степени формальности, принадлежности к книжной или разговорной речи, а также по степени экспрессивности.
Настоящее-будущее время:
2. Множественное число как средство экспрессии
Форма множественного числа (-ууд, -нүүд,
-суд, -чууд) может использоваться не только в
прямом значении, но и для создания экспрессивной окраски, гиперболы или
иронии.
Примеры:
1. Эмоциональные глагольные формы
Глаголы с добавлением частиц и суффиксов, таких как
-чих, -чихлаа, -жаад,
-чихсан, позволяют говорящему выразить внезапность,
завершённость, нежелательность действия или эмоциональное отношение к
происходящему.
Примеры:
2. Аффективная модальность через личные окончания
Форма 1-го лица с окончаниями -лаа, -шиг,
-м, -н, особенно в художественном и
разговорном стилях, придаёт речи исповедальность, эмоциональную
включённость говорящего.
Пример:
1. Повторение морфологических элементов
Повтор морфологических форм (редупликация) используется как средство усиления значения и выразительности, особенно в фольклоре и поэзии.
Примеры:
2. Поэтические формы деепричастий и причастий
Причастия с окончаниями -сан, -даг,
-х в поэтическом стиле могут служить не только описанию
действия, но и создавать образность, метафоричность, а также нарушать
линейность времени.
Пример:
-сан создаёт ощущение прошедшего, но образного времениМорфологические формы позволяют отграничивать различные жанры и стили речи.
-на, -бол,
-байна, -гүйцэтгэл,
-шаардах)-чиx,
-даа, -штээ, -лдаа)1. Использование архаизмов и книжных формантов
Суффиксы, вышедшие из активного употребления, могут возвращаться в текст с целью создания стилистического эффекта возвышенности, торжественности, историзма.
Примеры:
2. Новообразования с оценочными суффиксами
Современные публицистические и разговорные тексты часто содержат неологизмы и экспрессивные образования с яркой стилистической направленностью.
Примеры:
Разные формы одного и того же слова могут быть стилистически маркированы по возрасту, полу, социальной роли и степени близости между коммуникантами.
Формы вежливости и уважения (в системе глагольных окончаний и обращения): та явах уу? — вежливо чи явах уу? — нейтрально чи явчихсан уу? — с оттенком недоумения, эмоциональной включённости
Гендерные и возрастные стилистические маркеры: Различия в употреблении форм выражаются, например, в склонности женской речи к более эмоциональной, уменьшительно-ласкательной морфологии, а мужской — к краткости и прямоте форм.
Стилистические ресурсы морфологии монгольского языка — это сложная система взаимосвязанных элементов, обеспечивающая богатство выразительных средств. Она функционирует как инструмент формирования социального, эмоционального и жанрового контекста, делая речь многослойной и тонко дифференцированной.