Предлоги и послелоги

В языке Цзинь предлоги и послелоги играют ключевую роль в выражении пространственных и временных отношений, а также в указании на различные отношения между участниками действия. Разделение на предлоги и послелоги в языке Цзинь является характерной чертой, отличающей его от большинства китайских языков, где такая градация либо отсутствует, либо менее выражена.

Предлог в языке Цзинь, как и в других языках, служит для выражения различных отношений между членами предложения. В отличие от многих европейских языков, предлог в языке Цзинь чаще всего используется перед основным словом, которое он управляет.

1. Пространственные предлоги

Пространственные отношения выражаются с помощью таких предлогов, как:

  • 在 (zài) — «на», «в», «при». Это универсальный предлог для обозначения местоположения. Пример: 他在学校 (Tā zài xuéxiào) — «Он в школе».

  • 向 (xiàng) — «к», «в сторону». Используется для обозначения направления действия. Пример: 他向我走来 (Tā xiàng wǒ zǒu lái) — «Он идет ко мне».

  • 从 (cóng) — «от», «с». Применяется для обозначения исходной точки движения. Пример: 他从家里出发 (Tā cóng jiālǐ chūfā) — «Он выходит из дома».

2. Временные предлоги

Временные отношения выражаются с помощью предлогов, которые связывают действие с временным отрезком:

  • 在 (zài) — в значении «в течение» или «на момент». Пример: 在夏天 (Zài xiàtiān) — «летом».
  • 从 (cóng) — в значении «с какого-то времени». Пример: 从早上开始 (Cóng zǎoshang kāishǐ) — «с утра».

3. Метафизические и абстрактные предлоги

Цзинь использует несколько предлогов для выражения абстрактных или метафизических отношений, таких как «по поводу», «в связи с» или «с точки зрения».

  • 关于 (guānyú) — «о», «касательно». Пример: 关于这个问题 (Guānyú zhège wèntí) — «по этому вопросу».
  • 为 (wèi) — «для», «ради». Пример: 为人民服务 (Wèi rénmín fúwù) — «служить народу».

Послелоги

В отличие от предлогов, послелоги в языке Цзинь идут после основного слова и помогают выражать дополнительные оттенки значения. Они значительно влияют на синтаксическую структуру предложения и помогают уточнить пространственные, временные и другие отношения.

1. Пространственные послелоги

  • 上 (shàng) — «на», «находится на». Пример: 桌子上有一本书 (Zhuōzi shàng yǒu yī běn shū) — «На столе есть книга».
  • 下 (xià) — «под», «внизу». Пример: 猫在桌子下 (Māo zài zhuōzi xià) — «Кошка под столом».

2. Временные послелоги

  • 后 (hòu) — «после». Пример: 会议后我会给你打电话 (Huìyì hòu wǒ huì gěi nǐ dǎ diànhuà) — «После совещания я позвоню тебе».

  • 前 (qián) — «до». Пример: 十点前他会来 (Shí diǎn qián tā huì lái) — «Он приедет до десяти».

3. Причинные послелоги

  • 因为 (yīnwèi) — «из-за». Пример: 因为天气不好,我们取消了旅行 (Yīnwèi tiānqì bù hǎo, wǒmen qǔxiāo le lǚxíng) — «Из-за плохой погоды мы отменили поездку».
  • 为了 (wèile) — «ради». Пример: 为了健康,他每天跑步 (Wèile jiànkāng, tā měitiān pǎobù) — «Ради здоровья он бегает каждый день».

4. Послелоги с аспектом направления

Послелоги, выражающие направления, обычно сочетаются с глаголами и образуют устойчивые конструкции.

  • 到 (dào) — «до», «к». Пример: 他走到学校 (Tā zǒu dào xuéxiào) — «Он идет в школу».

  • 过 (guò) — «прошел через», «перешел». Пример: 他走过桥 (Tā zǒu guò qiáo) — «Он прошел через мост».

5. Послелоги для выражения состояния

Послелоги, обозначающие состояние или ситуацию, тоже широко используются в языке Цзинь:

  • 着 (zhe) — используется для обозначения продолженного действия или состояния. Пример: 她坐着看书 (Tā zuò zhe kàn shū) — «Она сидит и читает книгу».

  • 了 (le) — указывает на завершенность действия. Пример: 他吃了饭 (Tā chī le fàn) — «Он поел».

Разница между предлогами и послелогами

Одним из основных различий между предлогами и послелогами в языке Цзинь является их позиция относительно слова, с которым они связаны. Предлоги всегда стоят перед словом, в то время как послелоги следуют после слова. Кроме того, предлог в языке Цзинь чаще всего выражает связь между элементами предложения, тогда как послелог уточняет характеристику состояния или действия, позволяя более точно передать смысл.

Заключение

Предлоги и послелоги в языке Цзинь выполняют важнейшую роль в структуре предложения, определяя, каким образом осуществляется взаимодействие между различными элементами. Знание их использования является обязательным для правильного понимания и построения предложений.