Спряжение правильных глаголов

Спряжение правильных глаголов в иврите является важнейшей частью грамматической системы языка. Это процесс изменения формы глагола для выражения различных грамматических категорий, таких как время, лицо, число и род. В иврите, как и в других семитских языках, глаголы строятся на основе корня и гласных, которые встраиваются в определённую форму для создания нужной грамматической категории.

Структура глагола

Глаголы в иврите имеют три буквы в корне, которые определяют их значение. Например, в слове “למד” (ламад — учить) корень состоит из букв “ל”, “מ” и “ד”. Для образования разных форм глаголов используются различные схемы спряжений, которые зависят от класса глагола.

Глаголы делятся на несколько классов в зависимости от структуры корня и схемы спряжения, но в данном разделе речь пойдет только о правильных глаголах, т.е. тех, у которых корень не претерпевает изменений в процессе спряжения.

Образование форм глагола

Правильные глаголы в иврите имеют несколько типов спряжений, которые зависят от времени и наклонения.

Основные времена глаголов

  1. Прошедшее время (עבר)

    Прошедшее время в иврите является довольно прямолинейным. Все формы глаголов в прошедшем времени строятся на основе корня глагола и схемы спряжения. Важно, что для каждого лица и числа есть своя форма.

    Рассмотрим пример с глаголом “למד” (ламад — учить):

    • אני למדתי (ани ламадти) — я учил/учила
    • אתה למדת (ата ламадта) — ты учил
    • את למדת (ат ламадт) — ты учила
    • הוא למד (гу ламед) — он учил
    • היא למדה (хи ламда) — она учила
    • אנחנו למדנו (анахну ламдну) — мы учили
    • אתם למדתם (атем ламадтем) — вы учили (муж.р.)
    • אתן למדתן (атен ламадтен) — вы учили (жен.р.)
    • הם למדו (хем ламду) — они учили (муж.р.)
    • הן למדו (хэн ламду) — они учили (жен.р.)

    Формы прошедшего времени образуются от корня глагола с добавлением соответствующих суффиксов для каждого лица и числа. Важно отметить, что в иврите нет категории времени, как в русском языке — прошедшее время не различает совершённости и несовершённости действия.

  2. Настоящее время (הווה)

    Настоящее время в иврите образуется с помощью добавления соответствующих префиксов и суффиксов к корню глагола. Формы настоящего времени изменяются в зависимости от лица, числа и рода.

    Возьмем тот же глагол “למד” (ламад):

    • אני לומד (ани ломед) — я учу (муж.р.)
    • אני לומדת (ани ломедет) — я учу (жен.р.)
    • אתה לומד (ата ломед) — ты учишь (муж.р.)
    • את לומדת (ат ломедет) — ты учишь (жен.р.)
    • הוא לומד (гу ломед) — он учит
    • היא לומדת (хи ломедет) — она учит
    • אנחנו לומדים (анахну ломдим) — мы учим (муж.р.)
    • אנחנו לומדות (анахну ломдот) — мы учим (жен.р.)
    • אתם לומדים (атем ломдим) — вы учите (муж.р.)
    • אתן לומדות (атен ломдот) — вы учите (жен.р.)
    • הם לומדים (хем ломдим) — они учат (муж.р.)
    • הן לומדות (хэн ломдот) — они учат (жен.р.)

    В настоящем времени важно различать род и число, а также учитывать формы глаголов для мужского и женского рода в единственном и множественном числе. Для образования настоящего времени добавляется префикс и суффикс, которые зависят от лица, числа и рода.

  3. Будущее время (עתיד)

    Будущее время в иврите строится на основе корня глагола с добавлением префикса, который изменяется в зависимости от лица и числа.

    Для глагола “למד” будущее время будет следующим:

    • אני אלמד (ани эльмад) — я буду учить
    • אתה תלמד (ата тельмед) — ты будешь учить
    • את תלמדי (ат тельмеди) — ты будешь учить
    • הוא ילמד (гу ёльмад) — он будет учить
    • היא תלמד (хи тельмад) — она будет учить
    • אנחנו נלמד (анахну нельмад) — мы будем учить
    • אתם תלמדו (атем тельмду) — вы будете учить
    • אתן תלמדנה (атен тельмдна) — вы будете учить
    • הם ילמדו (хем ёльмду) — они будут учить
    • הן תלמדנה (хэн тельмдна) — они будут учить

    В будущем времени также важно различать формы для мужского и женского рода, а также лицо и число.

Наклонения

  1. Повелительное наклонение (ציווי)

    Повелительное наклонение в иврите образуется, как правило, от корня глагола с добавлением суффиксов для указания на лицо и число. Эта форма используется для выражения приказа или просьбы.

    Например, для глагола “למד” в повелительном наклонении будут следующие формы:

    • למד! (ламед!) — учи! (муж.р.)
    • לימדי! (лимди!) — учи! (жен.р.)
    • למדו! (ламду!) — учите! (множ. число)

    Важно заметить, что повелительное наклонение не имеет формы для первого лица. Также, повелительное наклонение может быть использовано как в положительном, так и в отрицательном контексте.

  2. Сослагательное наклонение (הפעיל)

    Это наклонение выражает действие, которое может произойти в будущем или зависит от некоторых условий. В иврите сослагательное наклонение используется в сочетаниях с определёнными частицами, такими как “אם” (им — если), чтобы выразить гипотетические или условные ситуации.

Схемы спряжений

Правильные глаголы в иврите спрягаются по определённым схемам. В языке выделяются различные группы глаголов, которые различаются по типам спряжений в зависимости от того, как выглядит их корень. Основные схемы правильных глаголов могут включать:

  1. Глаголы с корнем, содержащим только согласные (например, למד, “учить”)
  2. Глаголы с корнями, в которых есть гласные (например, כתב, “писать”)

Каждая группа имеет свои особенности при образовании различных форм. Например, в глаголах с корнями типа “כתב” (катав — писать) буква “א” (алиф) не используется в настоящем времени, но появляется в прошедшем и будущем.

Заключение

Правильные глаголы иврита образуют свои формы по определённым схемам спряжений, что делает их достаточно предсказуемыми и логичными. Освоение правил спряжения в разных временах и наклонениях поможет эффективно использовать глаголы в речи, а также развивать навыки понимания языка на более высоком уровне.